Один из самых заповедных, хранящих первозданную природную чистоту уголков России – Терский берег Кольского полуострова. На этом берегу расположено старейшее на Кольском Севере русское поморское село – Варзуга. Первое письменное упоминание о нем относится к 1419 году, то есть ко времени открытия португальскими мореплавателями Мадейры. Здесь, в этом селе мне довелось побывать в составе большой группы участников V Феодоритовских чтений, организованных Мурманской епархией Русской Православной Церкви совсем недавно, в конце августа текущего года.
Этимология слова «варзуга» проста – на языке лопарей (саамов), издревле населяющих Кольский полуостров, а также северные территории Фенноскандии это значит «сёмга». Ее в реке Варзуге, протекающей через одноименное село, действительно много: две трети всей добываемой в Мурманской области сёмги водится здесь, в низовьях этой замечательной реки, впадающей в Белое море.
Впрочем, на Кольский Север влекла нас, делегатов ежегодных Феодоритовских чтений, съехавшихся сюда из России, Финляндии, Италии, Португалии и США не только тающая во рту сёмга. Еще пуще влекло нас гостеприимство игумена Терского берега отца Митрофана (Баданина). Для него, миссионера и исследователя Русского Севера, гостеприимство – превыше поста и молитвы. И поэтому все мы, участники конференции, прошедшей перед этим в Мурманске и Мончегорске, не долго думали, ехать ли нам еще и в Варзугу, трясясь целый день в пыльном «икарусе». От Авраамова гостеприимства отца Митрофана мы не смогли уклониться, не удержались – и в полном составе поехали из Мончегорска на Терский берег.
Прибыли в Варзугу в субботу, 25 августа. После пирогов с сёмгой и морошкой – всенощное бдение в храме Афанасия Александрийского, возглавленная архиепископом Мурманским и Мончегорским Симоном. Затем – русская баня для всех желающих, ночевка в лесных избушках, к которым нас докатили вверх по реке на шустрых моторных лодках, а воскресным утром – литургия в Варзуге, полным архиерейским чином. Владыка Симон служит безо всякой суеты, тихо, молитвенно, благоговейно.
Послужив с архиепископом Симоном и причастившись, трапезничаем в избушке настоятеля. Нас много, вместе с архиереем – несколько десятков человек, но за столами всем хватает места и вниманья: трудолюбивые прихожанки-поморки вновь потчуют нас ухой, пирогами да шаньгами.
Отобедав, отправляемся на противоположный берег реки, осматриваем раскопки погоста и древнего городища с едва заметным земляным валом. Затем три километра двигаемся по лесотундре к освященному лесному источнику, загребая по пути ладонями чернику, голубику и бруснику. У источника разоблачаемся и поливаем друг друга из ковшей и лоханей лесной водичкой. Кто ж откажется от такого русского экстрима?
Ну а потом – три километра обратного пути к берегу реки, переправка через нее на моторках, ужин в приходском доме, погрузка на автобус – и четырехчасовой переезд в Кандалакшу. Загружаемся в поезд и едем кто куда. Кто в Москву, кто в Хельсинки, кто в Петербург, кто в Лиссабон.
Конференции – это хорошо. Но еще лучше – простое человеческое общение и гостеприимство. Отец Митрофан и организуемые им Феодоритовские чтения учат нас этой, столь простой, казалось бы, христианской истине.
До свиданья, Север! До новых встреч, Варзуга!
Читайте также: