В своей новой колонке священник Сергий Круглов размышляет о Рождественском интервью Патриарха Кирилла и том, как общество воспринимает Церковь.
Что такое – Церковь?
Не что, а – кто.
Церковь – это мы с вами.
Ну вот, скажет кто-то из читающих, экую банальщину автор изрек!… А на самом –то деле, именно о том, что Церковь – это мы, совершенно конкретные люди, собранные вокруг совершенно конкретного Христа, и с этими людьми происходят совершенно конкретные вещи, гендерные, возрастные, духовные, телесные, великие, низменные, горние, греховные, об этом мы же (и те, кто в Церкви, и те, кто являются сторонними «сочувствующими» или, наоборот, ярыми противниками христианства в России) зачастую забываем…
Об этом думаю, читая интервью Святейшего Патриарха Кирилла, данное в праздник Рождества Христова телеканалу «Россия-1», а также – отзывы об этом интервью, там и сям встречающиеся в интернете.
Среди этих отзывов есть и такой, причем часто исходящий именно от христиан, мирян и клириков, людей думающих и сердцем болеющих за то, что делается с Церковью в России: наблюдается, говорят они, какое-то страшное и непонятное раздвоение церковной ситуации. Патриарх говорит прекрасные вещи, ставит действительно важные задачи, говорит о возрождении духовности – а на местах происходит противоположное: упадок церковности, грехи клириков, их духовная изоляция от народа, а в народе – равнодушие к сути христианства, обрядоверие и суеверия, а общество тем временем не видит от Церкви никакого положительного примера в противостоянии мировому злу, разросшемуся всесторонне…
Так оно или не так? Так-то так…
Да не совсем так.
Если смотреть на Церковь как на организацию только, или – даже – как на некую «духовную силу в обществе», словом, как на «нечто», то тогда , может, и так. Смотрим издалека на некую массу – вот она движется или топчется на месте… Вот она монотонно гудит… Вот она видится глухой сизой тучей… А что это за масса? Толпа погромщиков валит по улице? Армию солдат гонят на убой? Стихийный политический митинг? Безмозглые овцы, собранные ловким пастырем в загон для стрижки?
А может, это Кто-То ведет народ Свой из Египта? Народ, издалека кажущийся толпой. Да и ведущий себя, вспомним Книгу Исхода, нередко и впрямь как толпа, то и дело предающая Своего Бога, то и дело предающаяся ропоту и истерике посреди тягот пути в пустыне, то и дело готовая побить камнями своих пастырей и пророков… Но тем не менее – народ, остающийся Бого-избранным, Бого-возлюбленным.
А как понять, толпа это или народ, выродившееся человеческое месиво или Церковь Христова? А подойди поближе. Еще ближе. Вглядись в лица – не толпы, а людей. Церковь – не «что», а «кто». И этот «кто» — не «они». Это ты сам. Ты – Церковь. Чтобы правильно понять Церковь и то, что с нею происходит в наше сложнейшее время (а разве были у Церкви простейшие времена?), чем она жива, чтоб убедиться, что она именно жива, надо увидеть и понять прежде всего самого себя, осознать: Церковь – это я. И он, и она, и они. Со своими грехами, падениями, восстаниями, преображениями. Конкретные люди вокруг конкретного Бога.
Чтобы понять, как нам сегодня относиться к Церкви, давайте обратимся к основам нашей веры, к самому, казалось бы, наизусть вызубренному. На это меня, грешника, случайно-неслучайно навели недавние слова моих друзей, напомнивших мне одну из проповедей замечательного пастыря о.Александра Меня. В ней он говорил, что Церковь является предметом прежде всего веры: «Верую во единую Соборную, Святую и Апостольскую Церковь».
В Церковь надо верить. А Церковь – это каждый из нас. Вера в Бога равна вере в человека, именно в конкретном человеческом сердце – поле битвы света с тьмой, и на чьей стороне будет победа – в немалой степени от нас самих, носителей этого сердца, и зависит. И все это – давайте отвлечемся уже от политики и непрекращающейся «злобы дня» — не прекраснодушные пиитизмы и не партийные речевки, а самые основы веры Христовой, которые вообще-то мы обязаны поддерживать в живом и активном состоянии в самих себе.
То, что Церковь есть человек, вот этот человек, через которого видно Христа, особенно заметно во времена гонений, когда лишние из Церкви уходят, и с человека-христианина слезает многое лишнее, все то, что мы иногда с сарказмом именуем «фофудьей» и «чешуей»…
Так что если общество, доведенное до крайнего раздражения Церковью-организацией и ее человеческими грехами, снова воздвигнет на нее гонения, мы не возропщем, ведь мир снова увидит Дух в Его славе, почивающий на любящих Христа, увидит, что Церковь – вечна , никуда она не делась и пребудет всегда.
Перечитывая в вышеназванном интервью ответ Патриарха на вопрос о том, есть ли сейчас у людей особый «запрос на чудо» :
«…Как он всегда был, как он проистекал из религиозного чувства, так он и сейчас проистекает. Ничего нового не происходит. И через долгие-долгие годы, если Бог потерпит еще род человеческий и все мы будем существовать, или наши потомки, люди так же будут верить в Бога, призывать его имя и, получая просимое, исповедовать, что это чудо в их жизни»,
думаю: подставить вместо слова «чудо» слово «Церковь» — будет самое оно.
ВСЕЧЕЛОВЕК
Вот он взошёл,
Всечеловек, развитый гармонично,
Миродержец, стас миллионов стасованных,
Руки и ноги раскинул
В апофеозе пляжного аскетизма,
Головою упёрся в пылающий луч пентаграммы.
Солнце гремит. Яростный
Ревёт стадион:
«Заводы – рабочим,
Землю – крестьянам,
Христиан – львам!»
Всечеловеку выпал бонус – днесь
Ему начинать.
Он озирается
Миллионами белых глаз,
Миллионы ладоней прижаты к ушам:
Это сеть единства,
Сотовая солидарность, оральная
Любовь пчёл трудовых.
«Все – на счёт раз!»
А мы с тобой затаимся
Здесь, в подворотне, в темноте бомжизни:
На солнце ныне опасно.
Посидим молча.
Возможно, скоро погоня, и нам
Придётся бежать во тьме. Не бойся:
На всяком камне,
О который мы споткнёмся в беге,
Раздерём локти, расколем головы, –
Вырастет Церковь.
Ты – Пётр отныне.
Читайте также: