Конкуренция
Материал православного журнала «Нескучный сад»
Что правильнее — жестко давить конкурентов или пытаться с ними сотрудничать? Существует ли вообще здоровая конкуренция, позволяющая сохранять мир с товарищами по бизнесу? Можно ли строить бизнес, не нападая? Нам отвечали директор по маркетингу телеканала «Домашний» Мария ЛАВРЕНТЬЕВА и иерей Михаил ГУЛЯЕВ, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Знаменье» на Шереметьевом дворе, до рукоположения был директором российско-германского совместного предприятия.
Мария ЛАВРЕНТЬЕВА: «Конкурент — не враг, но его надо знать в лицо»
Мария ЛАВРЕНТЬЕВА — родилась в 1978 году, экономист, окончила факультет мировой экономики МГОУ, в настоящее время пишет диссертацию, директор по маркетингу телеканала «СТС-Москва», руководитель отдела специальных проектов телеканала «Домашний». На «СТС-Москва» работает пять лет, на «Домашнем» — два года. На телевидении работает десять лет, начинала в должности координатора. Прихожанка храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. |
— Я против жестких мер по отношению к конкуренту. Если после принятия таких мер и происходит какой-то результат, то только кратковременный. Если путем жесткости чего-то достигаешь, то быстро это потеряешь, так всегда бывает.
С конкурентами нужно действовать иначе — использовать не только профессиональные способности менеджера. Чтобы победить конкурента, нужно быть достаточно умным и гибким, совершать разумные поступательные шаги. Необходимо проанализировать слабые и сильные стороны конкурента, чтобы использовать эту информацию для собственного планирования бизнеса. Конкуренция — это замечательно, это двигатель культуры торговли и бизнеса в целом.
Например, в советские времена на рынке не было понятия «конкуренция». Наоборот, живо в памяти время страшного слова «дефицит», при котором понятие качества товара ставилось на самое последнее место. Можно было спокойно производить некрасивые детские игрушки, неудобную обувь, некачественные продукты питания, оказывать услуги низкого качества, потому что потребитель все равно будет вынужден их купить, поскольку у него нет выбора.
Только при появлении конкуренции на рынке производители стали задумываться над качеством предлагаемых товаров и услуг, а теперь и постоянно стремиться к получению преимущественных качеств своего товара по отношению к конкурентам. Мы стремимся быть лучше по сравнению с нашими конкурентами, и во многом именно благодаря нашим конкурентам мы достигаем высоких результатов в работе.
Как можно победить конкурента? Внимательно проанализировав товар и стратегию продаж конкурента, сделать определенные выводы и поставить свой товар или услугу на более высокий конкурентный уровень, не забывая при этом о сети сбыта.
Я считаю, с конкурентами нужно дружить, общаясь на профессиональном уровне. Мы для них точно такие же конкуренты, как они для нас, а в жизни это такие же люди, как и мы, и чаще всего люди хорошие. Конечно, общение с конкурентами должно быть подчинено определенной этике, есть информация, которую мы не можем давать им, а они не могут дать нам, это нормально. Конкурент совсем не враг, но его надо знать в лицо. Не для того, чтобы напрямую выведать секреты ведения бизнеса. Нужно знать характер этих людей, их подход к работе, понимать, за счет чего они добились успеха.
Иерей Михаил ГУЛЯЕВ: «Совестливый человек со временем уходит из бизнеса»
— К сожалению, мой опыт говорит, что современный бизнес и Православие плохо совместимы. Бизнес — достаточно жесткая вещь. Этика бизнеса и этика Православия не сходятся. Я наблюдал такую закономерность. Вот человек становится православным, начинает задумываться о том, правильно ли он делает, начинает вести дела менее жестко, становится более нравственным. У него появляются какие-то успехи в духовной жизни, а бизнес начинает разваливаться. Бизнес устроен так, что уступая — проигрываешь. А православный подход — именно уступить. Преподобный Сергий Радонежский, когда у него возникла «проблема конкуренции», решил ее просто — ушел в другой монастырь. А у нас получается замкнутый круг. От бизнеса человек уже не может отказаться — жена, дети, все привыкли к определенному образу жизни… А улучшается бизнес — начинает мучить совесть, что жестко себя повел.
Получается, что все совестливые бизнесмены со временем уходят из бизнеса. Конечно, есть сферы бизнеса достаточно нейтральные, но в основном сейчас конкуренция очень жесткая. И выживает не тот, кто делает лучше. А тот, кто использует менее качественное сырье, делает быстрее, у кого ниже себестоимость.
Любимый святой наших бизнесменов — св. Серафим Вырицкий был успешным бизнесменом, но и он в результате оставил предпринимательство.