4 октября 1957 в 19:28:34 по Гринвичу начался полет первого искусственного спутника Земли.
В годовщину этого события ПРАВМИР публикует воспоминания прихожанина храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, работавшего с выдающимся академиком Мишиным.
Огромная стальная птица легко разбегается и круто взмывает в небо, ни разу не взмахнув крылом, и вскоре исчезает из виду… У всех, кто хотя бы раз видел взлет современного самолета, это зрелище оставляет незабываемый след на всю жизнь. Но еще большее впечатление оставляет в памяти зрителей взлет ракеты-носителя.
Громадная металлическая сигара, стоящая в окружении решетчатых форм, окутанная клубами пара, вдруг вздрагивает всем своим стометровым телом, из-под нее вырывается огромное облако огня и дыма, с жутким грохотом она величественно отрывается от земли и, набирая скорость, поднимается в небо. Как вдруг, уже вроде собираясь превратиться в летящую звезду, ракета наклоняется и, продолжая изрыгать огонь и гром, поворачивается к земле и летит к ней…
Кажется еще секунда-две и она упадет, ударится о землю и покатится, взрываясь и уничтожая все живое вокруг себя на многие километры…
Но, нет. Ракета продолжает лететь вниз, но почему-то не падает, а наоборот, явственно удаляется от наблюдателя, набирая высоту… И только тогда приходит понимание того, что эта летающая бомба и не думала падать, она все время летела вверх, к небу, а ее кажущееся падение – всего лишь оптический обман, вызванный тем, что Земля – шар и ракета, удаляясь от места старта, летит сначала вертикально вверх, а затем под углом к Земле. При этом скорость ее подъема меньше скорости вращения Земли, и она начинает зрительно «опускаться» по высоте относительно места старта, заходя за горизонт. Её падение – всего лишь обман зрения, и через несколько десятков секунд полет завершается благополучным выведением космического аппарата на орбиту…
Если проанализировать свершения отечественной космонавтики, то можно заметить, что после ошеломляющих успехов первых 20-25 лет (до начала 80-х годов прошлого века), развитие советской космонавтики замедлилось.
Околоземные спутники и пилотируемые полеты, автоматические аппараты для исследования Луны, Венеры и Марса, отработка космонавтами монтажных операций на орбите по сборке больших орбитальных станций и межпланетных кораблей, совместный с американцами проект «Союз»-«Аполлон», пилотируемые орбитальные станции «Салют» и «Мир» с экипажами, летавшими по полгода и более – а дальше затишье, изредка прерываемое сообщениями об аварии очередной автоматической межпланетной станции, да запуск многоразового пилотируемого «Бурана».
Причем совершенно непонятно, зачем его вообще разрабатывали, если он слетал ОДИН раз, и то с испытательными целями в автоматическом режиме? Таким образом, оказывается, что немалые бюджетные деньги и три десятка лет напряженной работы по созданию ракетно-космической системы «Энергия-Буран» были затрачены на один-единственный запуск. Причем сама ракета «Энергия» также больше ни разу не запускалась!
И это в то время, как американцы слетали на Луну; запустили огромную орбитальную станцию «Скайлэб»; построили и регулярно поочередно запускали в рамках программы “Space Shuttle” многоразовые корабли «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис», «Индевор» (корабль «Энтерпрайз» в космос не летал) грузоподъемностью 24,4 тонны каждый; запустили множество сложнейших автоматических аппаратов к Сатурну, Юпитеру, на Марс, к Солнцу, в дальний космос к границе Солнечной системы и за ее пределы; орбитальный телескоп «Хаббл»; создали международную орбитальную станцию (в кооперации с другими странами, включая Россию)…
Так что же произошло с нашей ракетно-космической промышленностью, почему она как бы приостановилась в развитии? Ведь её роль в развитии экономики страны всегда была исключительно важна – не секрет, что уже многие годы развитие экономик ведущих держав мира происходит в первую очередь благодаря инновационным военно-техническим исследованиям и разработкам…
У тех, кто знаком с Королёвским периодом развития космонавтики, невольно напрашивается связь между проблемами развития отечественной космонавтики и отстранением от руководства королёвской фирмой его наследника, первого заместителя (самого первого из всех первых заместителей) и ближайшего соратника – Василия Павловича Мишина.
Он стал Главным конструктором сразу после смерти Королева в 1966 году и активно продолжил уже выполнявшиеся проекты, начал новые разработки на дальнюю перспективу.
По иронии судьбы, отстранили Мишина от руководства фирмой в 1974 году за «развал советской космонавтики», который фактически и начался ПОСЛЕ его отстранения. Было свернуто большинство разработок, инициированных ранее при нём и Королёве, в том числе запрещены дальнейшие работы по развитию тяжелой ракеты-носителя «Н-1», предназначенной для выведения пилотируемых орбитальных станций и кораблей для полетов на Луну и Марс, других масштабных задач. От этого проекта в использовании остались лишь корабли, разработанные для полета космонавтов на Луну, – «Союз» (и их беспилотные модификации – «Зонд» и «Прогресс»), да использовавшиеся в проекте ракеты-носители в разных модификациях – «Р-7» разработки фирмы С.П.Королёва и «Протон» разработки фирмы В.Н.Челомея.
Зато было увеличено финансирование работ по разработке ракетно-космической системы «Энергия-Буран», против которой выступал Мишин.
Он аргументировал свою позицию тем, что, во-первых, для ракеты «Энергия» не будет значимого количества задач (для выведения одних спутников ее грузоподъемность слишком мала, для других – неоправданно велика), а во-вторых, при современном развитии технологий и материалов, надежность многоразовых космических аппаратов (КА) для пилотируемых полетов будет слишком низка.
Кроме того, при производстве и эксплуатации подобных КА потребуется слишком много средств на их запуск и восстановление после полетов, что сделает стоимость выведения на орбиту 1 кг. полезной нагрузки слишком высокой, во много раз выше стоимости выведения аналогичной полезной нагрузки на одноразовых ракетах типа «Союз» и «Протон».
Главной ошибкой Мишина, которую официально поставили ему в вину, был проигрыш американцам в «лунной гонке» – гонке за первенство высадки космонавтов на поверхность Луны. При этом не обращалось внимание на то, что Постановление правительства СССР о Лунной программе было принято только 3 августа 1964 года, в то время как в США аналогичные полномасштабные конструкторские разработки начались на пять лет раньше, а размер финансирования американской программы превышал советский почти в 10 раз.
Другое обвинение в адрес Мишина заключалось в том, что он выступал против многоразовых пилотируемых КА, которые, как говорили противники Мишина, являются неуязвимыми гиперзвуковыми бомбардировщиками. Тем самым Мишин, по их словам, подрывал обороноспособность страны. Не забыли поставить Мишину в вину и недоработки других разрабатывавших различные компоненты космических аппаратов и ракет конструкторских бюро, по причине которых произошел ряд аварий, в том числе с гибелью космонавтов.
Однако жизнь показала полную правоту Мишина – после 30 лет эксплуатации многоразовой космической системы Space Shuttle и гибели двух космических аппаратов вместе с экипажами (корабли «Колумбия» и «Челленджер»), с июля 2011 года американцы отказались от эксплуатации этой системы из-за ее дороговизны и ненадежности. Общее количество полетов, совершенных всеми «челноками» составило 135, при планировавшемся количестве не менее 100 на один аппарат.
А в 80-90-х годах прошлого века и в США, и в нашей стране были созданы автоматические многоразовые КА наподобие «Бурана» и Space Shuttle, но меньшего размера, именно для военных целей. Однако и такие системы реального развития не получили – оказалось, что подобные аппараты легко уничтожаются при подлёте к территории вероятного противника с помощью уже стоящих на вооружении средств противовоздушной и противоракетной обороны, и имеют меньшую военную эффективность, чем, скажем, ракеты с разделяемыми головными частями, давным-давно стоящие на вооружении и США, и России, и многих других стран…
Единственная реальная ценность многоразовых КА типа Space Shuttle оказалась в том, что такие аппараты могут подлететь к любому орбитальному спутнику и с помощью манипулятора «снять» его с орбиты, поместить в свой грузовой отсек, где его можно изучать и перенастраивать или доставить на Землю. Однако и эту проблему, как оказалось, можно легко решить с помощью установленных на спутниках систем самоуничтожения или маневрирования, а также путем уничтожения самого многоразового КА (во время военных действий).
Таким образом, если бы руководство страны прислушалось именно к мнению Мишина, то удалось бы сэкономить весьма значительные денежные суммы, направить их на реальное развитие космонавтики и сохранить тот приоритет, который был создан тандемом Королёв-Мишин.
Кто же такой Василий Павлович Мишин и почему мы почти совсем ничего о нем не знаем?
Василий Павлович Мишин родился 5 (18) января 1917 года в деревне Бывалино, Павло-Посадского района, Московской губернии. После окончания МАИ в 1941 году он был принят на работу в конструкторское бюро Болховитинова, где занимался разработкой военных самолетов и их систем, в том числе первого советского реактивного истребителя «Би-1».
Одной из самых знаменитых его разработок является спаренная авиационная пушка, разработанная во время Великой Отечественной войны, которая после установки на различные самолеты, повышала поражаемость самолетов противника в несколько раз. Многие военные летчики считали ее спасительницей своей жизни. За удачные технические решения Мишин был удостоен в 1945 году своей первой награды — ордена Красной Звезды.
В 1945 году Мишин вошел в состав советской делегации специалистов, направленных в Германию для изучения немецкой авиационно-ракетной промышленности. Там он и познакомился с Королёвым.
Сергей Павлович Королёв сразу оценил талант молодого конструктора, и после возвращения в Москву добился его перевода в свое КБ. В 1946 году Королёв был назначен Главным конструктором баллистических ракет дальнего действия, а Мишин стал его самым первым заместителем, ответственным за производство и проектирование изделий, разрабатываемых в королёвском КБ.
Именно ему ведущие сотрудники фирмы того времени приписывают самое гениальное конструкторское решение того времени – создание «пакетной» схемы ракеты Р-7 (модификации – «Восток», «Молния», «Союз», «Союз-2» и пр.). Идея «пакетной» схемы решала основную проблему многоступенчатых ракет – проблему запуска двигателей 2-й ступени в процессе полета ракеты. В «пакетной» же схеме все двигатели и 1-й, и 2-й ступеней запускались на Земле в момент старта. Это техническое решение существенно сократило время отладки ракеты и позволило СССР осуществить запуск первого спутника раньше, чем США, – 4 октября 1957 года.
В СССР существовало жесткое табу на фамилии ведущих специалистов оборонной промышленности. Даже после смерти редко кто из них становился известным.
Мишин был гениальным конструктором, умевшим создавать высокоэффективную творческую атмосферу в тех коллективах, в которых он работал. Его сотрудники в промышленности и в Московском авиационном институте (Мишин возглавлял ведущую кафедру Аэрокосмического факультета МАИ с момента ее создания) работали творчески и раскрепощено, принимая активное участие в работе различных ракетно-космических фирм. К примеру, одной из разработок, сделанных под его руководством, явилось создание ключевого элемента конструкции многоразового корабля «Буран», более эффективного, чем у американского Space Shuttle.
Мишин обладал великолепным системным, академическим мышлением и еще в 1966 году получил звание академика. Он достойно, в духе Королёва, продолжил его дело, развил и приумножил их совместные идеи, появились новые замыслы…
Несмотря на то, что свой талант ученого и конструктора Мишин после смерти Королёва не растерял, но Королёвского напора, связей и владения мастерством интриги у него не было.
Не повезло ему также и с появившейся новой идеей в руководстве страны о создании в ракетно-космической отрасли конкурирующих друг с другом фирм – это существенно ослабило финансирование королёвской фирмы и привело к невозможности выполнения проектно-конструкторских работ в темпе, соответствующем вызовам времени.
Это решение стало главной проблемой последнего периода существования Советского Союза – при наличии самого большого природного богатства в мире страна ощущала острую нехватку денег во всех областях экономики страны, включая научно-технический прогресс.
Многие проекты, к сожалению, были прерваны, в том числе исключительно перспективные разработки ракетопланов с прямоточными воздушно-реактивными двигателями «Буря» фирмы С.А.Лавочкина и «Буран» фирмы В.М.Мясищева, в конструкции которых был впервые применен титан; экранопланов Р.Е.Алексеева и других конструкторов, другие разработки. Хотим обратить внимание, что крылатая ракета «Буран» Мясищева и ракетно-космическая система «Энергия-Буран» – это разные проекты.
Огромные проблемы фирме Королёва еще в 1959 году создал также отказ руководства фирмы, разрабатывавшей двигатели для королёвских ракет, от создания двигателей на основе кислород-керосиновой смеси для новой тяжелой космической ракеты «Н-1».
«Царь-ракета», как называли ракетчики «Н-1», имела стартовый вес почти 3000 тонн и была предназначена для выведения грузов массой около 100 тонн (для сравнения: вес ракеты Р-7 составлял 280 тонн, масса полезной нагрузки – 5,5 тонн).
Разработчики двигателей ратовали за использование на будущих ракетах двигателей на синтетических компонентах. Однако на это категорически не соглашались Мишин с Королёвым – синтетические компоненты хотя и являются более энергоемкими, чем кислород-керосиновая смесь, но обладают исключительно высокой токсичностью, и в случае аварии ракеты практически гарантирована гибель экипажа. Например, если бы произошел взрыв ракеты на стартовом столе, то Система Аварийного Спасения не смогла бы увести корабль с космонавтами на достаточное расстояние от места старта, и он приземлился бы все равно в отравленной этими компонентами зоне, что крайне затруднило бы эвакуацию экипажа из корабля.
В результате Королёву с Мишиным пришлось размещать заказ на разработку и производство «экологически чистых» ракетных двигателей на фирме Н. Д. Кузнецова, которая до того специализировалась на разработке только авиационных двигателей. Наработка опыта проектирования инновационных ракетных двигателей замкнутого цикла заняла у конструкторов фирмы много времени, и запуск советских космонавтов к Луне раньше американцев не состоялся.
Вина же за это, как говорилось выше, была возложена на Мишина. После увольнения в 1974 году с должности Главного конструктора королёвской фирмы Мишин стал советником ректора МАИ, продолжая заведовать кафедрой, которую он при участии Королёва создал в МАИ в 1959 году для подготовки специалистов по проектированию, производству и эксплуатации ракетно-космической техники.
После отстранения Мишина, стоящие на стартовых столах «Байконура» модернизированные, «доведённые до ума» и полностью готовые к старту две ракеты «Н-1» были уничтожены, вместе со всей инфраструктурой по обеспечению их запуска на космодроме «Байконур», производству и доставке к месту старта.
Руководству фирмы-разработчика двигателей для «Н-1» было приказано уничтожить все оставшиеся экземпляры двигателей. Однако этот приказ выполнен не был, – готовые двигатели спрятали на складе вертолетной площадки предприятия (!) в Самаре.
В середине 90-х годов прошлого века с разрешения высшего руководства страны фирма Кузнецова стала поставлять в США два из четырех разработанных для «Н-1» вариантов двигателей (НК-33 и НК-43), так как подобных двигателей американцы создать так и не смогли. Это позволило фирме выжить в тяжелые годы (в США эти двигатели устанавливаются на ракетах «Атлас», «Дельта» и новой многоразовой ракете «Кистлер»). Эти же двигатели устанавливаются и на современных российских ракетах «Ямал».
Эффективность и надежность этого семейства уникальных многоразовых (!) ракетных двигателей с ресурсными характеристиками авиационных, остается до сих пор непревзойденной. Технические решения, разработанные для производства этих двигателей, создали многолетний технологический отрыв нашей страны от других, включая США. А отказ от продолжения лунной и марсианской программ вызвал замедление развития экономики страны из-за прекращения целого ряда научно-технических разработок, связанных с этими проектами.
Жизнь подтвердила правильность подхода Королёва и Мишина. До сих пор для пилотируемых полетов используются только ракеты с «экологически чистым» топливом – либо с кислород-керосиновыми, либо с кислород-водородными двигателями. Ядовитые синтетические компоненты ракетного топлива используются только в ракетах для запуска космических аппаратов без людей (например, в ракете «Протон» базовой грузоподъемностью 22 тонны).
В 80-х годах против Мишина было выдвинуто обвинение в непредумышленном раскрытии советских оборонных секретов американскому шпиону. Обвинение затем сняли, но Василий Павлович сильно переживал, что негативно отразилось на его здоровье.
Умер Василий Павлович Мишин 10 октября 2001 года.
В настоящий момент можно констатировать выход отечественной космонавтики из кризиса, приобретение ею нового импульса развития. За последние десять лет реализовано много интересных проектов, задумано еще больше. Но идеи выдающегося тандема Королёв-Мишин до сих пор поражают своей актуальностью.
Например, недавно анонсированный будущий российский пилотируемый космический аппарат, предназначенный для выведения на орбиту и последующей посадки на Землю 6 космонавтов, планируемый к запускам с 2015-2017 года, удивительно похож на 6-местный аппарат, проект которого был опубликован в открытой литературе, посвященной Королёву и его фирме, несколько десятков лет назад …
Ссылки:
«Мишин Василий Павлович», «Советская лунная программа». «Экраноплан» в Википедии
Василий Мишин
Василий Павлович Мишин
Мишин Василий Павлович
Кузнецов Николай Дмитриевич
Воспоминания Б.Е.Чертока
«Легендарный конструктор»
«Тайна академика Кузнецова»
Документальные фильмы «Первые на Марсе», «Полет на Марс» (РТР), «Экспедиция на Марс. Попытка Королева» (Звезда), «Академик, который слишком много знал» (ТВЦ), «Открытый космос» (ОРТ), «Покоренный космос» (ТВЦ), «Байконур: хроника трагедии» (Мир), «Профессия репортер: звездные мальчики» (НТВ), «Битва за космос» (ОРТ), «Наша ракета» (Мир), «Наш космос» (НТВ).
Читайте также:
[ВИДЕО] Игумен Иов (Талац): Что еще говорил Гагарин о Боге, как верят космонавты и зачем игумену невесомость
Тамара Амелина Для чего игумен выучился работе в невесомости? Что на самом деле говорил Гагарин о храмах, и сколько версий его слов о Боге существует? Когда космонавты приходят к вере? Для чего в Звездном городке храм? + видеоинтервью и фильм «Космос как послушание». |
Космос как послушание
Тамара Амелина Настоящую историю делают те, кто стремится к звездам. Настоящую историю делают те, кто готов 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году не зарабатывать деньги, а стремиться к таким целям, которые превосходят масштабы жизни одной личности, одного поколения и даже одной страны. |