Космонавт Юрий Лончаков: “Овчинин и Хейг, конечно же, смогут снова отправиться в космос”
Авария произошла на первом этапе полета, на 119-й секунде. Аварийная система спасения сработала четко, и экипаж приземлился на парашютной системе. То есть всё произошло так, как должно было произойти в нештатной ситуации.
В момента аварии космонавты ощущали повышенные перегрузки. Если обычная перегрузка на этапе выведения корабля – где-то 4-5g, то в данном случае они испытали перегрузку около где-то 6g.
Но космонавты на то и профессионалы, чтобы в том числе переносить такие перегрузки. Раз в году они обязательно проходят тренировки по переносимости перегрузок на центрифуге. Для этого и существует эта профессия – сложная и опасная во всех отношениях. В космосе должны работать профессионалы своего дела.
Последняя авария с участием живых людей произошла 23 сентября 1983 года на стартовом столе, тогда летали космонавты Владимир Титов и Геннадий Стрекалов. Началось выведение ракеты, и тогда тоже очень четко сработала система аварийного спасения, экипаж приземлился на парашютной системе.
Все нештатные ситуации отрабатываются на тренажерах. Непосредственно перед полетом экипаж сдает государственные экзамены – так называемый комплексные экзаменационные тренировка на корабле. Там как раз отрабатывается большое количество нештатных ситуаций.
Экипаж должен уметь грамотно выходить из той или иной сложившейся аварийной ситуации. Это обязательно. В каждым полете очень много нештатных ситуаций – и мелких, и средних, и больших, и они возникают у каждого экипажа, во время каждого полета. Экипаж должен уметь устранять эти ситуации автоматически.
Здоровью космонавтов ничего не угрожает. Алексей Овчинин и Ник Хейг после определенного перерыва, конечно же, могут снова отправиться в полет – так же, как в свое время Титов и Стрекалов после аварии продолжили летать.