«Вакцинация противоречит вере — ведь если воли Божией нет, то не заболеешь»
— Естественно, все мы под Богом ходим, и если Богу будет угодно, то я не умру от голода. Это если рассуждать глобально.
Если отвечать более локально, то эта идея противоречит искушению Спасителя. Когда дьявол сказал ему бросится с крыла храма, искушая его, говорил: «Если ты сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам своим заповедает о тебе, и на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею». На что Иисус ответил дьяволу: «Не искушай Господа Бога твоего».
Мы должны делать то, что зависит от нас, а в том, что от нас не зависит, просить у Бога помощи, заступления и надеяться, что он сделает то, что не в наших силах.
«Ковид послан нам за грехи, уйдет он — появится что-то еще, какой смысл в прививке?»
— Зачем утром чистить зубы, если вечером нужно это делать снова? Зачем вставать и куда-то идти, если вечером ложиться спать. В Священном Писании, и в Ветхом Завете тоже, многократно говорится, что вся жизнь человеческая — это труд и болезнь. Наша земная жизнь состоит из почти непрерывного преодоления.
«Дние лет наших в нихже семьдесят лет, аще же в силах, осьмдесят лет, и множае их труд и болезнь», — сказано в священной книге псалмов. В этом есть суть и смысл человеческой жизни. Мы болеем и преодолеваем наши болезни, голодаем и преодолеваем наш голод, трудимся и отдыхаем. Такова земная жизнь и судьба, которую уготовил нам Господь.
«От вакцин тоже много вреда здоровью, лучше честно переболеть»
— Есть определенные указания на то, что побочные эффекты от разных вакцин возможны, как текущие, так и долгоиграющие. Вакцинируется человечество уже не первый десяток лет, и, действительно, довольно часто — если брать всю человеческую популяцию— встречаются сложности и побочные эффекты.
Но если смотреть на то, какой возможный вред принесет организму человека вакцинирование, сопоставить его с вредом от заболевания и его последствий, то это несравнимо.
Побочные эффекты всегда идут в малых долях — десятков, тысячных, десятитысячных от одного процента. Я сейчас говорю про классические вакцины. То же самое касается и ковида.
Но все равно реакция организма на прививку ни в какое сравнение не идет со смертностью от самого заболевания.
От того, как переносится сама болезнь, от постковидного синдрома люди страдают гораздо больше, чаще и сильнее. Постоянно вижу вокруг себя и смерти от ковида, и всевозможные побочные явления после перенесенного заболевания. Человек выжил, но потом еще очень долго время живёт с последствиями коронавирусной инфекции.
«Вакцины делают на эмбрионах абортированных детей — это противоречит православию»
— Вакцина не делается на эмбрионах абортированных детей. Это неверное утверждение. Хотя история эта действительно плохая, она известна и произошла более 40 лет назад. Мы знаем — и это задокументировано — что для разработки и последующего производства вакцины используется клеточная линия НЕК, которая тогда, более 40 лет назад, была действительно получена от абортированного ребенка.
Во-первых, на мой взгляд, здесь принципиальный момент. Это убийство не было совершено с целью производств вакцины. И, в некотором смысле, эта история подобна истории с трансплантологией. Чтобы пересадить орган живому человеку, пересаживается донорский орган человека, которого уже нет в живых.
Хотя убийство матерью своего ребенка тогда было вполне сознательно, и она дала свое согласие на то, чтобы ее ребенок был использован с этой целью. Но еще раз подчеркиваю, что ничего хорошего в этой истории нет и здесь есть много вопросов.
Однако сегодня очень важно сказать, что дети специально для производства вакцин не убиваются. Линия НЕК существует, и существует она как факт, независимо от того, будет из нее произведена вакцина или нет. Вопрос в том, можем ли мы вообще использовать подобные материалы для медицинских разработок?
Русская православная церковь считает: если есть альтернатива, то лучше пользоваться альтернативными вариантами разработки вакцины или других лекарств.
Но при этом, на недавнем заседании комиссии Сретенской Духовной Академии было вынесено соответствующее богословское решение. Оно заключается в том, что грех аборта, совершенного тогда, много десятилетий назад, не распространяется и не переходит на тех людей, которые ныне разрабатывают вакцины на этой основе и тех, кто этой вакциной прививается.
«Власти и СМИ сеют панику, а лучше бы больше говорили людям о Боге»
— Говорить людям о Боге — всегда хорошо и полезно. Напоминание о Боге может быть напоминанием о том, что необходимо, например, вакцинироваться, лечиться и соблюдать самоизоляцию, дабы соблюдать заповедь любви к ближнему.
Но может толковаться и по-другому, например, надо бороться с мировым заговором, или ничего не бояться и просто жить как жили, потому что все под Богом ходим.
Само по себе напоминание о Боге не приводит к тем или иным конкретным выводам, не проявляется в мыслях, чувствах, действиях. Это совершенно не связано с тем, как, например, человек ведет себя в пандемию или по отношению к вирусам.
«Весь этот ковид — из-за грехов человечества, так что спасаться надо не вакцинацией, а исправлением»
— В этом предположении нет ничего плохого. Да, возникновение болезней является следствием общей греховности и распада нравственности человеческого рода. Действительно, стоит исправлять свою жизнь, заботиться о своей душе гораздо больше, чем о теле. Но все это никоим образом не отменяет необходимости профилактики и лечения.
Здесь примерно такая логика. Если у вас болит голова, то можно заключить, что вы — человек грешный, поэтому наказаны по грехам своим головной болью и теперь вам мучиться от неё.
Мы знаем,что мигрени в некоторых случаях приводят к тому, что человек не в состоянии вообще ничем заниматься. Можно лежать, терпеть и ничего не делать, а можно пойти к врачу, пройти обследование, прописать подробное лечение.
Ни в коем случае не забывать при этом, что да, наши болезни — это следствие наших конкретных грехов и грехов наших человеческих, начиная от Адама.
Лечение, профилактика и вакцинация сами по себе никоим образом не отменяют необходимости заботы о душе, покаяния в грехах и более того, все это не должно переходить в первостепенную плоскость, отменяя все остальные заботы о душе.
Но делать это все нужно, также, как необходимо принять таблетку от головной боли, или вырезать аппендицит, когда он обострился. Совсем не обязательно умирать от него.
За 25-летнюю священническую жизнь я неоднократно видел ситуации, когда человек отказывался от лечения онкологии, а спустя какой-то период признавал свою неправоту, но время было упущено. Ближе к смерти начинались страшные терзания, сомнения, искушения, иногда происходил полный отход от веры: «Как же Господь меня не излечил? Я же его так просил, так ему верил, что даже отказывался от лечения».
Делать выбор не в пользу лечения и профилактики — это, конечно же, искусительная мысль. Оправдание своего бездействия. Человек сам от себя должен сделать все, чтобы противостоять тому или иному заболеванию, той или иной опасности.
Можно привести такой пример. Объявили воздушную тревогу, и это совсем не значит, что, если вы верующий и заботитесь о своей душе, вам не нужно спускаться в бомбоубежище.
Помните фильм «Титаник»? Там есть два эпизода, связанных с молитвой. Второй больше подходит к нашему разговору. Главные герои бегут по коридору, пытаясь спастись и видят стоящего на коленях, молящегося человека, который совершенно не собирается принимать их помощь. А когда, наконец, он бросается за помощью, его смывает поток воды.
Всегда и во всем надо на Бога надеяться, но не плошать. Молиться и каяться, безусловно, нужно, думать о душе в первую очередь, но то, что зависит от нас, обязательно делать.
Если мы принимаем официальную информацию о том, что происходит вокруг, то в этой ситуации отказ от лечения, вакцинации и соблюдения мер безопасности, рекомендованных специалистами — грех.