Какие волки крадутся вслед за нами? Что с ними случилось после смерти ветхой Марии? Почему она именуется преподобной, а её житие читают в храмах Великим Постом? — ответы на эти вопросы дает в своем видеоблоге председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы иеромонах Димитрий (Першин).
В известной всем нам с детства сказке про Красную Шапочку девочка идет с корзинкой пирожков к бабушке, а вслед за ней крадется волк. Хочет Шапочку Красную съесть, придумывает коварный ход, поглощает бабушку и потом пытается ввести в заблуждение девочку.
Но поскольку героиня доброе дело делает, все заканчивается хорошо. Приходит охотник и спасает волчьих пленниц. Мы все переживали, когда слышали в детстве эту сказку.
В реальной жизни за каждым из нас тоже ходят такие волки. Это бесы, которые пытаются нас поглотить, сбить со следа, обмануть, поймать. В середине пятой недели Великого поста совершается особое богослужение — стояние Марии Египетской. На нем читаются полный текст Покаянного канона преподобного Андрея Критского и житие преподобной Марии, которая свой путь начала подобно Красной Шапочке, будучи сбитой с толку таким вот волком – грехом блуда.
В поисках наслаждения, самоутверждения через это наслаждение разрушала свою душу и свою жизнь девушка Мария. И мы слышим об этом падении, об этом тяжелом, страстном состоянии ее души и понимаем, что грех она совершила очень большой. Многих людей погубила через это, вовлекла во грех.
Но нам открывается еще одна важная истина: Господь слышит всех. Для него все люди, какими бы страшными грешниками они ни были, — это дети. И поэтому, когда в какой-то момент Мария понимает, что войти в храм ее не пускает благодать Божия, — она меняется. Уходит в пустыню, постится, семнадцать лет проводит в борениях. Страсть блуда не оставляет ее сразу, волк не уходит никуда. Приходят образы, мечтания, но она молится. Просит у Бога, чтобы ее вечная душа не была осуждена, а вошла в царствие Божие.
И ради ее покаяния, ее трудов Марии дается даже знание Священного Писания, которого она не знала раньше. И в этом новом состоянии ее обретает старец Зосима, он приходит в пустыню Промыслом Божьим, видит подвиг, причащает Марию, и она отходит к Богу в великой славе.
Мы понимаем с вами, что тот ветхий человек, та ветхая Мария умерла, и родилась новая Мария – Мария подвига, Мария покаяния. И мы понимаем, что хотя времени покаяния осталось мало уже, пост почти заканчивается, но какой бы ни был грех, какие бы ни были страсти, Господь всех принимает.
Наша задача лишь, как эта Мария, – сделать свой маленький шаг навстречу Ему, встрепенуться, осознав, что наша жизнь никак не совместима с царствием Божьим, куда мы все призваны. Начать труд, начать свой малый подвиг. Ведь корень подвига – это движение. Наше движение к Богу и есть наш малый подвиг. И мы тоже можем, как Мария, успеть. Она полжизни себя изнуряла блудом, а потом полжизни каялась и молилась. У нас прошло больше, чем половина поста. Не все, не везде и не всегда мы успели. Где-то согрешили, где-то от Бога отпали. Но мы можем опять восстать и после чтения жития Марии Египетской, после Покаянного канона, который будет прочитан целиком, остаток поста провести в чистоте. Чтобы нам уже в этой чистоте приобщиться святых тайн Христовых и войти в радость Воскресения.
Читайте также:
-
Святая Мария Египетская — иконы жития
-
Поэма о Марии Египетской
-
Мариино стояние
-
Мария Египетская — сокровище пустыни