Некоторые предупреждающие знаки более важны, чем другие. Например, увлечение огнестрельным оружием и владение им должны насторожить больше, чем положение одиночки — ведь именно владение оружием дает человеку возможность совершить нападение. Но если подросток просто умеет стрелять и не имеет других «красных флажков», то маловероятно, что он может быть опасен.
Когда присутствует комплекс показателей, риск становится более серьезным. Человек, который одновременно владеет огнестрельным оружием, является одиночкой, проявляет интерес к прошлым ситуациям со стрельбой, пишет рассказы об убийствах и самоубийствах, демонстрирует отклоняющееся поведение, говорит о возмездии другим, имеет историю психических заболеваний и отказывается от консультаций, очевидно, будет рассматриваться, как более значительная угроза для себя или других.
Какие признаки могут указывать на «школьного стрелка»
Творчество и другой контент, связанный с жестокостью
Сочинения (рассказы, эссе), рисунки (художественные работы, изображающие насилие), чтение и просмотр материалов (предпочтение книгам, журналам, фильмам, музыке, веб-сайтам и чатам с темами жестокости и унижения), а также ролевые игры с актами насилия.
Проблемы с гневом
Трудности с контролем гнева, потеря самообладания, импульсивность, угрозы.
Увлечение оружием и различным снаряжением
Особенно тем, которое предназначено и чаще всего используется для убийства людей (пулеметы, полуавтоматические пистолеты, компактные револьверы, стилеты, штыки, кинжалы, кастеты, специальные боеприпасы и взрывчатые вещества).
Хвастовство боевым мастерством и его практика
Военная и стрелковая подготовка, боевые искусства, использование удавки и ножевой бой.
Положение одиночки
Человек изолирован и социально замкнут, предпочитает одиночество компании других.
Суицидальные мысли
Подавленность и состояние безнадежности и отчаяния, а также признаки подготовки к суициду.
Мысли об убийстве
Они могут проявляться в открытом презрении к другим, а также в форме комментариев или жестов, указывающих на насильственную агрессию.
Преследование
Человек следит, преследует, пытается связаться с жертвой, хотя преследуемый возражает и требует это прекратить.
Несоблюдение требований и проблемы с дисциплиной
Отказ соблюдать письменные или устные правила.
Подражание другим убийцам
Внешний вид, одежда, стиль, стремление обладать вещами, как у жестоких стрелков из прошлых эпизодов (например, длинные черные плащи).
Интерес к предыдущим эпизодам стрельбы
Их тянет к информации в СМИ, книгам, развлечениям, разговорам о прошлых убийствах.
Повышенный интерес к полицейской, военной, террористической деятельности
Транспортные средства, напоминающие полицейские машины, военный транспорт, оборудование для наблюдения, наручники, оружие, одежда (камуфляж, лыжные маски и т.д.)
Самооценка жертвы
Фантазии о том, что когда-нибудь он будет представлять интересы угнетенных и отомстит угнетателям.
Странности и отклоняющееся поведение
Действия и слова, которые заставляют окружающих бояться и что-то подозревать.
Паранойя
Убеждение в том, что его беспричинно выделяют, несправедливо или жестоко с ним обращаются, ощущение преследования.
Насилие и жестокость
Использование насилия для решения проблем (драки, побои и т.д.), жестокое обращение с животными или более слабыми людьми.
Удовольствие от чужой жестокости
Наслаждение чужим жестоким поведением, возможность скрыто наблюдать жестокость.
Неуместные игры
Выражение непропорционального гнева или юмора в неуместных для этого ситуациях, атака в отношении несуществующих, вымышленных целей.
Взаимодействие с полицией
История контактов с полицией за случаи агрессии, преследования, нарушения общественного порядка, наличие в прошлом временных запретительных судебных решений, судимость или тюремное заключение за агрессивные преступления.
История отклонений в психическом здоровье, связанных с опасностью
История направления в психиатрические учреждения или других обязательств (прохождение лечения, надзор, посещение психолога и т.д. — прим.ред.) в связи с агрессивным, деструктивным поведением.
Безразличие на лице, ангедония
Неспособность выражать и/или испытывать радость и удовольствие.
Употребление алкоголя и наркотиков
Алкоголь и наркотики снижают значимость запретов, с их помощью человеку легче проявлять агрессивное поведение.
Что может сделать школа
Школьная комиссия по оценке угроз, узнав о таком списке предупреждающих знаков, может принять немедленные меры:
— поговорить с учеником и разработать план лечения с условиями для продолжения учебы в школе,
— связаться с родителями или опекунами,
— запросить медкарту и учебные характеристики,
— проверить ученика в правоохранительных органах,
— поговорить с соседями по комнате и преподавателями,
— отстранить студента от занятий до тех пор, пока он не пройдет курс лечения, а врачи не заключат, что он не представляет угрозы.
Роджер Депью — доктор философии (Ph.D.), ветеран ФБР, начальник отдела бихевиористики в Академии ФБР в Квантико, штат Вирджиния. Он занимался расследованием массового расстрела в Виргинском политехническом институте, который произошел 16 апреля 2007 года. Соавтор книги «Между добром и злом: Охота мастера-профайлера на самых жестоких хищников общества». В книге он, в частности, отмечает, что фантазия преступника часто «прорывается наружу» и по ней можно судить о его возможной мотивации.