Проповедь митрополита Иоанна (Вендланда) в праздник Крещения Господня 19 января 1989 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Тридцать лет Господь наш Иисус Христос ничем Себя не проявлял — жил домашней жизнью.
В это время особое движение совершалось в народе — теперь бы мы это назвали массовым крещением. Тогда люди приходили к Иоанну Крестителю и получали от него обрядовую сторону крещения, т.е. погружение в воду. Святой Иоанн Креститель предупреждал людей о том, что его крещение не является таинством: Я крещу вас в воде в покаяние (Мф. 3, 11).
Он пророчествовал о Христе и говорил, что Христос вместе с крещением совершит и полное перерождение человека: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11).
Господь силен возродить человека и без помощи воды, но Он избирает воду как необходимое вещество.
Может быть, это происходит потому, что вода с самого начала творения служила Божию домостроительству. Вспомним, что в начале мироздания Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2).
И вот Христос приходит на Иордан, где было много людей, где люди принимали крещение от Иоанна. Как будто подражая этим людям, крестился и Христос. Но происходит нечто иное: когда Христос выходил из воды, разверзлись Небеса, Дух в телесном виде, как голубь, сходил на Него, и глас был с Небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк. 1, 11).
Поэтому праздник Крещения Господня еще называют Богоявлением.
Последствия его были огромны. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни (Лк. 4, 1-2). Происходит борьба с дьяволом и победа над ним. Дьявол, убедившись, что побежден, отошел от Него до времени (Лк. 4, 13).
Христос Спаситель открыто являет Себя народу: благовествует, исцеляет, совершает чудеса. При этом Христос указывает на то, что и нам в деле спасения нужна благодатная вода: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). В этих словах есть иносказание, но есть и указание на действительную воду. Возрожденный человек сам становится источником благодатной воды: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 38).
Недаром Церковь так любит совершать освящение воды. Оно приносит радость, очищение и укрепление. Одновременно происходит видимое и невидимое. Спаситель поощряет нашу любовь к святой воде и говорит: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7, 37).
Приведем еще пример сильного образа действия святой воды, взятый из Ветхого Завета: Ангел показал Пророку Иезекиилю Храм и город при нем. Далее к востоку располагалась как бы проклятая Богом пустыня. Там были города Содом и Гоморра, там было Мертвое море; и вся эта местность располагалась гораздо ниже Иерусалимских высот, так что вода, текущая с этих высот, обязательно пошла бы в ту пустынную местность. В своем видении Пророк увидел такое орошение пустынной местности, которого на самом деле еще не было. Потом Ангел обратил внимание Пророка на то, что из-под порога храма течет вода на восток. Ангел пошел по течению воды на восток, в руке держал шнур, и отмерил тысячу локтей, и повел меня по воде; воды было по лодыжку. И еще отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу. И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток. И сказал мне: «видел, сын человеческий?» и повел меня обратно к берегу этого потока. И когда я пришел назад, и вот, на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону. И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сой дет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там…У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание (Иез. 47, 1-12).
Видите, дорогие братья и сестры, как в нашей жизни образы указывают на реальность и сама реальность не может быть выражена полностью без образа. Поэтому будем с благоговейным трепетом присутствовать на водоосвящении, принимать святую воду и стараться жить той духовной жизнью, которая «скачет в жизнь вечную» (из ектеньи на Великое водоосвящение).
Аминь.
Фото: Протоиерей Борис Балашов