Монастырь на Зверинцé — древний, но неизвестный
Зверинéцкий монастырь в Киеве — это обитель, существование которой не нашло отражения ни в одной из дошедших до нас летописей. О нём узнали только в начале ХХ века, когда во время оползня открылся вход в древние пещеры. Исследователи обнаружили погребальные ниши, жилые кельи и, самое главное, — церковь, которая сохранилась в неизмененном виде с домонгольских времен.
С того же периода берёт свое название и местность — Зверинéц: здесь располагался загородный княжеский дворец, при котором содержались звери для охоты.
На стене у жертвенника в подземном храме были найдены восемь имён. Надпись гласила: «игумени Зверинстии». Из этого, собственно, и стало понятно, что речь шла об отдельном Зверинецком монастыре. Также было очевидно, что обитель просуществовала достаточно долго: раз сменилось восемь игуменов, которых, как мы знаем, избирали пожизненно, следовательно, монастырь действовал довольно длительный срок.
Над жертвенником и над престолом подземной церкви сохранились, причем достаточно хорошо, изображения крестов. Крест четырехконечный с символической Голгофой и надписью «Иисус Христос Ника», что значит «Иисус Христос – Победитель» (Господь победил смерть и диавола).
Зверинецкий крест выходит на поверхность
В середине 1990-х в древней пещерной церкви силами нашей Ионинской братии возобновились богослужения.
В то время я обратил внимание, что на многих греческих книгах, изданных в монастырях, присутствуют логотипы этих обителей. Сделаны они были на основе сохранившихся артефактов – изображений креста или каких-либо характерных надписей.
У меня возникла идея разработать подобный логотип для нашего Ионинского монастыря. И поскольку Зверинецкие пещеры на то время были закреплены за нами, я сфотографировал крест в пещерах и попросил нашу прихожанку, художника, сделать графическое изображение. Оно, собственно, и легло в основу логотипа, который мы стали активно использовать на официальных документах и монастырских изданиях.
Как появились на машинах «пляшущие человечки»
Параллельно, в середине 1990-х в Киеве на машинах стали появляться наклейки в форме рыбки. Рыба – это древний христианский символ, потому что греческое слово «ихтис» (рыба) сокращенно обозначает «Иисус Христос Сын Божий Спаситель». В настоящее время знак рыбы используется в основном протестантами, которые не почитают креста Христова. Возможно, что и наклейки в форме рыбки как раз были на машинах, принадлежавших членам той или иной протестантской общины.
Появилась мысль: почему бы подобное не сделать нам, православным? Я обратился в фирму, которая занималась наружной рекламой, дал им изображение Зверинецкого креста, по которому они и сделали наклейку.
Мы разместили эти наклейки на монастырских автомобилях. Интересной была реакция охранников ботанического сада, на территории которого расположен наш монастырь. Они с недоумением рассматривали кресты и спрашивали: «что это у вас за пляшущие человечки на машинах?» Крест ведь изображен на неровной глинистой почве и имеет нечёткие формы. Мы же воспроизвели его строго по контурам — так и получились «пляшущие человечки».
Половина Киева ездила на «монастырских» машинах
Примечательно, что наклейки со Зверинецким крестом буквально сразу получили широкое распространение. Прихожане нашего монастыря стали активно использовать их на своих автомобилях, рассказали друзьям и знакомым, и затем люди стали специально приезжать, чтобы приобрести себе на автомобиль такую наклейку. Машин со Зверинецким крестом по Киеву стало ездить множество.
С этим, кстати, связана одна забавная история. Как-то один из наших братий пригнал монастырскую машину на мойку, а мойщик ему говорит: «Что это у вас такая простенькая машина? Вон, водители ваши пригоняют помыть и Мерседесы, и Ауди». Человек подумал, что все транспортные средства, на которых есть наклейки с изображением креста, принадлежат монастырю…
С «пиратскими» изображениями не боремся
Со временем в Киеве стали появляться пиратские изображения нашего креста. Естественно, мы с этим никоим образом не боремся. Во-первых, бесполезно, а во-вторых, — слава Богу, что люди имеют желание и стремление поместить на свою машину не какую-то антихристианскую символику, а символ креста Христова.
В настоящее время в Киеве и других украинских городах наклейки со Зверинецким крестом очень распространены. Сравнительно недавно появились они и в России.
Кстати, я обратил внимание, что наклейки на машинах бывают более-менее нейтральные, однако встречаются и откровенно кощунственные. Например, на многих автомобилях к логотипу наклеиваются рожки, хвостик и рука с трезубцем. Для меня удивительно, что люди сознательно наносят демоническую маркировку на средство, на котором не просто передвигаются из точки А в точку Б, но которому доверяют свою жизнь.
Поэтому, говоря о «пиратских» изображениях Зверинецкого креста — чем больше будет изображений крестного знамени, думаю, тем лучше.
Пусть машина «носит» крест
Многие наклеивают крест на кузов, но при этом не освящают машину. Возможно, не все технически могут осуществить освящение, а многим это даже не приходит в голову. Значительно проще купить на рынке наклейку и прилепить её на багажник, чем договариваться со священником, подгонять машину к храму и совершать «какие-то» ритуалы…
На мой взгляд, если автомобиль «носит» крест, это уже хорошо. Важно, чтобы и самая главная деталь – «прокладка между рулем и сиденьем» — соответствовала тому символу, который на кузове изображен. Ведь если на машине крест, значит, в ней едет христианин. А если человек христианин, он должен соответствовать этому званию, в том числе, и в своих поступках на дороге.
Фото епископа Ионы (Черепанова)