Святитель Иннокентий Московский, Просветитель Америки, “Указание Пути в Царствие Небесное.”
Иисус Христос сказал: кто хочет идти за Мною:
1) отвергнись себя,
2) возьми крест свой,
3) иди за Мною.
Итак, первая обязанность христианина — отвергнуться себя — оставить свои худыя привычки; исторгнуть из сердца всё, что привязывает нас к миру; не питать в себе худых желаний и помыслов; утушать и подавлять худыя мысли, удаляться случаев ко греху; не делать и не желать ничего по самолюбию, но все делать из любви к Богу. Отвергнуться себя — по слову Апостола Павла, быть мертвым для грехов и мира, но живым для Бога.
Вторая обязанность идущаго за Иисусом Христом — взять крест свой. Под именем креста разумеются страдания, горести и неприятности. Кресты бывают наружные и внутренние. Взять крест свой значит — принимать и безропотно переносить все, что бы ни случилось с нами в жизни нашей неприятнаго, горестнаго, печальнаго, труднаго и тяжкаго. И потому, обидит ли кто тебя, смеётся ли над тобою или причиняет тебе скуку, печаль и досаду; или ты кому сделал добро, а он против тебя же восстает и даже делает козни; или ты хочешь сделать добро, но тебе не удается; случилось ли с тобою какое несчастие, например, или сам ты болен, или жена твоя, или дети и проч., или ты при всей деятельности твоей и неусыпных трудах терпишь нужды и недостаток; или даже самая бедность и нищета подавляет тебя, или, кроме этого, ты терпишь какую либо неприятность, — все это переноси без злобы, без ропота, без пересудов, без жалобы, т.е. не считая себя обиженным и без чаяния за то земной награды, но переноси всё это с любовию, радостию и твёрдостию.
Взять крест свой значит не только нести кресты, налагаемые на нас другими, или посылаемые Провидением, но брать и нести собственные свои кресты, и даже самому на себя налагать кресты и нести их. Это значит то, что христианин может и должен давать и исполнять различные обеты и обещания, скорбные и тягостные для сердца нашего, но обеты, сообразные со словом Господним и волею Его, а не по своим мудрованиям и толкам.
Так например, можно и должно давать и исполнять обеты, полезные для ближних, как-то: служить больным, деятельно помогать требующим помощи, выискивать случаи с долготерпением и кротостью содействовать спасению и благу людей или делом, или словом, или советами, или молитвами, и проч. И когда ты будешь нести крест твой по глаголу и намерению Господню, и если в это время возродится в тебе гордая мысль, что ты человек не такой, как прочие человеки, но человек твердый, благочестивый и лучший из твоих собратий и соседей: то сколько возможно, искореняй таковыя мысли, ибо такия мысли могут уничтожить все твои добродетели. Выше сказано, что кресты бывают наружные и внутренние, и здесь все говорено почти только о наружных крестах. И блажен тот, кто умеет нести их с благоразумием ибо Господь не попустит, чтобы такой человек погиб, но пошлёт ему Духа Святаго, Который будет укреплять и наставлять его и поведёт его дальше.
Но чтобы сделаться святым и быть подобным Иисусу Христу, для этого одних наружных крестов недостаточно; ибо наружные кресты без внутренних не более полезны, как наружная молитва без внутренней. Наружные кресты или наружныя страдания несут не одни только ученики Иисуса Христа, но все и каждый человек, т. е. нет на свете человека, который бы не страдал или не терпел от того или от другаго. Но кто хочет быть истинным учеником Иисуса Христа и последователем Его, тот непременно должен перенести и внутренние кресты.
Внутренние кресты можно найти во всякое время и скорее, чем наружные. Стоит только обратить внимание на самого себя и в покаянном чувстве рассматривать свою душу, и тогда тотчас представятся тысячи внутренних крестов. Например, размысли: как ты произошел на свет сей? для чего ты существуешь на сем свете? и живешь ли ты так, как должно тебе жить? и проч. Обрати на это должное внимание, — и ты с перваго взгляда увидишь, что ты, будучи творение и дело Всемогущаго Бога, для того единственно существуешь на сем свете, чтобы всеми делами твоими, всею жизнию твоею и всем существом твоим прославлять Его святое и великое Имя, а ты не только не прославляешь Его, но напротив того, оскорбляешь и бесчестишь Его своею беззаконною жизнию и проч. Потом вспомни и размысли: что ожидает тебя по ту сторону гроба твоего? на которой стороне ты явишься во время Страшнаго суда Христова, на правой или на левой? и проч. И если ты будешь размышлять таким образом, то невольно придешь в смущение и начнешь беспокоиться. И это будет началом внутренних крестов. Но если ты не только не будешь удалять от себя такия мысли или искать рассеяния от них в мирских удовольствиях или в пустых забавах, но еще более и внимательнее будешь рассматривать себя, то еще более будешь находить крестов; например, ад, о котором ты до тех пор, может быть, и не вспоминал, или вспоминал с равнодушием, тогда будет представляться тебе во всем своем ужасе.
Рай, который Господь уготовал тебе и о котором ты до тех пор не помышлял или помышлял мельком, тогда живо представится тебе тем, чем он есть, т. е. местом вечных и чистых радостей, которых ты сам себя лишаешь по своему нерадению и безумию и проч. И ежели ты не смотря на скорбь и внутренние страдания, какие ты будешь чувствовать от таких размышлений, твёрдо решишься переносить их, и не станешь искать утешения ни в чём мирском, но будешь прилежнее молиться Господу о спасении твоём, и всего себя предашь в волю Его: то Господь начнёт открывать и показывать тебе состояние души твоей в том виде, в каком она есть в самом деле, — для того, чтобы тем более и более вселять и питать в себе страх, скорбь, печаль, и тем более и более очищать тебя.
Господь будет открывать тебе состояние души твоей, и в тебе будут увеличиваться и внутренния страдания — внутренние кресты! Так как люди не все имеют одинаковыя добродетели и одинаковыя грехи, то и внутренние кресты для одних они более тягостны, а для других менее; для одних более продолжительны, а для других менее. Внутренние кресты бывают для некоторых так тягостны, что они иногда ни в чем не находят для себя утешения. Все это может случиться и с тобою; но в каком бы ты ни был положении, и какия бы ни чувствовал страдания душевныя, не отчаивайся и не думай, что Господь оставил тебя, но соединяйся с Ним постоянно через Причащение и Он всегда будет с тобою и невидимо будет подкреплять тебя даже и тогда, когда тебе покажется, что ты находишься на самом краю погибели. Нет! Он не попустит искуситься тебе более, нежели сколько Ему угодно попустить. Не отчаявайся и не бойся; но с полною покорностью и преданностью к Нему терпи и молись. Ибо Он есть чадолюбивейший Отец наш. И ежели Он попускает преданному Ему человеку впасть во искушения, то чтобы вразумительнее и яснее показать человеку собственное его бессилие, немощь и ничтожество и научить его, чтобы он никогда не надеялся на самого себя, и что никто без Бога ничего не может сделать добраго, чтобы тем уврачевать душу, сделать его сообразным Иисусу Христу и совершенно очистить его сердце, в котором хочет обитать Сам с Сыном и Святым Своим Духом. В скорбях не ищи утешения в людях, которые всегда худые утешители в обыкновенных печалях, а кольми паче в печали и скорби о Господе, о которой они и понятия не имеют: в этом случае они скорее могут повредить тебе, нежели утешить и облегчить твои страдания. Господь есть твой и Помощник, и Утешитель, и Наставник; к Нему единому прибегай в Святых Таинствах, и в Нем едином ищи утешения и помощи.
Стократно блажен человек, которому Господь дарует нести внутренние кресты — истинное врачевство душевное, верное и надежное средство сделаться сообразным Иисусу Христу, особенная и явная милость Господня и видимое Его попечение о спасении человека. Если ты страдания свои будешь переносить с покорностию и преданностию воле Господней и не будешь искать утешения нигде и ни в ком, кроме Господа, то Он по милости Своей не оставит тебя и не будет оставлять без утешения; будет прикасаться к сердцу твоему Своею благодатью и через Причащение сообщать тебе дары Духа Святаго. Ты восчувствуешь в сердце твоем неизъяснимую сладость, дивное спокойствие и радость, силы и возможность молиться Богу истинною молитвою и веровать в Него истинною верою: и сердце твое загорится чистою любовью к Богу и к каждому человеку. И всё это есть дар Духа Святаго. Не считай это наградою за свои труды и скорби и не подумай, что ты достиг совершенства или святости. Такие мысли суть не что иное как внушение гордости, которая так глубоко проникла в душу нашу и так крепко приросла к ней, что она может проявляться даже и тогда, когда человек имеет силу чудотворений. Такие утешения и прикосновения Духа Святаго не суть награда, но только милость Господня, которая дарует тебе вкусить блага, которыя Бог уготовал любящим Его, чтобы ты, вкусив их, искал их с большею ревностью и усердием, и с тем вместе приготовился и укрепился к перенесению новых скорбей и страданий. И та любовь, которую ты восчувствуешь в то время, не есть еще то совершенное состояние, до котораго достигают святые на земли, но только указание на него…
Печатается в сокращении.
Крест соединяет со Христом и делает крестоносца подобным Ему.
Лучший и высочайший плод креста указал псалмопевец словами: “близок Господь к сокрушенным сердцем”(Пс. 33:19) А в другом месте устами его Сам Бог говорит так: “…с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его”(Пс. 90:15) Этими словами Бог как бы сказал: “Я скорблю вместе со скорбящим; кто мой тот и в скорби со Мною, и Я с ним в скорби пребываю неразлучно.” Как кольцо есть знак обручения, так страдание, которое люди смиренно переносят ради Бога, есть истинное знамение Божия избрания и как бы обручение души с Богом.
Господь Иисус Христос такою был воспламенён любовью к роду человеческому, что Он “будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти” (Флп. 2:6-7). Для чего Он это сделал? Одна из причин была та, чтобы, уподобившись во всём людям, кроме греха, Он мог возбудить в людях любовь и привлечь их к Себе. Какое же за это требуется от человека воздаяние? Чтобы каждый из нас, сколько возможно, возревновал уподобиться Господу, возжелал подражать Его житию и последовал Его стопам.
Переносящий скорби креста поистине приобщается страданиям Спасителя своего; так как всякий крест, всякая скорбь являет собою образ страданий Господних. Кто несёт терпеливо крест, тот не только уподобляется Господу, но и Сам Господь, как соединённый с ним, состраждет в нём, ибо, соединившись с верующим в Него, Он принимает на Себя всё, что бывает с каждым из них. Потому и Савлу, некогда гнавшему Церковь, Он сказал: “Савл, Савл! что ты гонишь Меня?”(Деян. 9:4) И в последний день судный Он скажет немилосердным: “… так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне” (Мф. 25:45). Итак Христос Сам страдает в каждом члене Тела Своего, т.е. во всех верных и подаёт им силу и помощь, чтобы им легче было нести крест, имея Господа своим помощником.
Много бедствий приходится испытывать людям в этой жизни – море житейском. Как же можно переплыть это страшное волнующееся море, чтобы достигнуть тихой пристани Отечества Небесного? Не возможно переплыть море без корабля. А корабль этот означает единую Соборную Апостольскую Церковь. Господин этого духовного корабля – Сам всемогущий Бог Отец; кормчий – Единородный Сын Его; благоприятный ветер – Дух Святой; подчинённые правители корабля-Церкви – апостолы и их преемники – пастыри и учители церковные. Плывущие на этом корабле – все правоверующие христиане. Дно и основание этого корабля есть правая вера в Святую Троицу: бока корабля, передняя часть его и кормило означает правые догматы Церкви, заповеди Божии, предания Церкви, правила апостольские и вселенских соборов и вообще постановления церковные. Мачта – святой крест Христов, которым всё в Церкви скрепляется и утверждается. Паруса – любовь. Якорь – надежда. Духовный сей корабль Церкви из разных мест и стран перевозит через житейское море всех правоверующих истинных христиан в небесный Иерусалим, и хотя обуревается многими ветрами и волнами, но никогда не подвергается крушению. Сколько врагов и гонителей ни восставали на Святую Церковь, Она никогда не была побеждена, потому что утверждается словом Господним: “…создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её” (Мф. 16:18).
На корабле церковном благополучно совершают плавание и достигают Царствия Небесного только те христиане, которые с правою верою соединяют исполнение заповедей Господних, и если когда в чём-либо преступают и нарушают, то стараются истинным покаянием и искренним исповедыванием и посильнным исправлением загладить свои ошибки и согрешения. Одна вера без христианских дел не спасёт, “ибо вера без дел мертва” (Иак. 2:26). А чтобы иметь добрые дела и стяжать христианские добродетели, должно всегда помнить слова апостола, глаголющего: “Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное” (Евр. 20:36) Терпение подаёт крепость при совершении всякой добродетели, и ни одна добродетель без него не может устоять. На каждом христианском храме водружён крест. Что это значит? Во-первых, что крестом совершено искупление рода человеческого, а во-вторых, что только тот обретает спасение в Церкви, кто с терпением несёт крест скорбей и страданий, по слову Самого Господа: “И кто не берёт креста своего и следует за Мною, не достоин Меня” (Мф. 10:38). А также: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.” (Мф. 16, 24)
Что значит отречься от себя? — Под словами этими подразумевается то, чтобы мы отвергнув угождение себе, жили под руководством Духа Святого, и отдавали всего себя воле Божией.
Что значит взять крест свой? — Каждый из нас имеет крест. Это различные беды и напасти, скорби и печали, которые постигают человека в жизни этой. Крест — даяние Господа, а потому нести его надо смиренно, не ропща и не изнемогая под тяжестью его. Ибо Он даёт каждому по силам его — сколько кто сможет снести.
Что значит последовать Христу? — Это означает жить по заповедям Его, начертанным в Евангелии. И согласно им распинать на кресте своём всё противное Богу. Мы все ищем свой путь ко спасению, но лишь немногие из нас знают, что начало и конец этого пути — Крест Христов.
Без креста нет спасения для души, нет надежды на жизнь блаженую. Кроме святого крестного пути нет другого пути к жизни и к истинному внутреннему миру. Иди куда угодно, ищи чего хочешь – кроме пути святого креста, ты не найдёшь лучшего и безопаснейшего. В кресте спасение, в кресте жизнь, в кресте защита от грехов; крест – источник вечной сладости, сила разума; в кресте веселие духовное, в кресте полнота добродетелей, в кресте совершенство святости.
Из книг: “Царский Путь Креста Господня, Вводящий в Жизнь Вечную.” и “Указание Пути в Царствие Небесное.”