Родителям – не терять самообладание
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):
Если ребенок лет трех и старше отказывается креститься, то насилие проявлять здесь нельзя. Другое дело – в какой форме сказать, что крещение малыша откладывается. Священнику надо вежливо отвести маму и папу в сторонку, сказать: «Дорогие родители, у вас очень хороший ребенок. Почему-то он испугался, но на самом деле, в угол минут на пятнадцать надо ставить вас, причем обоих».
В три, четыре года ребенку страшно креститься. Родители волнуются. Незнакомая обстановка, незнакомый дяденька с бородой в непонятной одежде, который непонятно что делает. От этого напряжения ребенок начинает сопротивляться. Ни в коем случае нельзя сердиться на ребеночка, терять самообладание. Малыша надо крестить не в три года, а максимум – в три месяца, пока он ничего не понимает. Но вы уже время пропустили. Теперь нужно вернуться домой радостными, ребеночка приголубить, сказать: «Маленький, ну чего ты боишься? Ничего же страшного!»
Потом дома ребеночка нужно еще несколько дней готовить, говорить, что вот, и папу и маму крестил батюшка, когда они были маленькими, но они не плакали и не боялись. «И ты будешь крещен, будешь в храм ходить, Святых Христовых Таин причащаться». Не важно, что ребенок мало что понимает в этих словах: человек – существо духовное, и он может почувствовать то, что глубже, сокровенное.
А главное, ребенок усваивает то, что родители с ним, понимают и утешают его, спокойно говорят, что креститься надо, и что все будет хорошо.
Оставить место действию Промысла
Иеромонах Димитрий Першин, председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете города Москвы, эксперт Синодального отдела по делам молодежи Московского патриархата:
Господь призывает к Себе, а не приневоливает. Может быть, ребенка действительно стоит привести заранее в храм, все показать, поговорить, вместе с ним помолиться. Чтобы он не воспринимал таинство как наказание. При этом о Христе и о Его таинствах можно рассказать так, что малыш сам прибежит креститься.
Дело в том, что человек уже лет с двух, а то и раньше очень чутко может помнить события своей жизни и отдавать отчет: было это радостное событие, свободное, по влечению сердца, или это было некое над ним насилие. Поэтому отказ священника от крещения сопротивляющегося ребенка лет трех-четырех, думаю, вполне обоснован.
Конечно, здесь могут быть свои нюансы и всегда нужно исходить из конкретной ситуации. Но в целом, мне кажется разумным не считать ребенка таким родительским довеском, а увидеть в нем личность и с уважением принять тот выбор, который ребенок сделал.
Повторяю, бывают разные ситуации. Иногда бывает достаточно поговорить с родителями, с ребенком. Очень часто отказ ребенка креститься, его страх бывает связан с тем, что сами родители не бывают в храме, не участвуют в церковной жизни. Возможно, что священник, поняв, что родители скорее номинальные христиане, предложит им задуматься о собственной жизни: как ее изменить, чтобы ребенок вслед за ними пришел к таинству крещения. И к жизни во Христе.
Что касается священника, который крестил девочку, которую привела бабушка, а родители девочки оказались против… Далеко не каждый может читать в сердцах. Я не думаю, что священник мог предполагать, что бабушка с внуком или внучкой поступает вопреки воле родителей. Может быть, эта бабушка – хорошая прихожанка…
С точки же зрения канонической, недопустимо крещение людей не верующих или не желающих этого. Так же как нельзя крестить детей без воли родителей. Если речь идет о ребенке, который сам сознательно не может принимать решение. Если перед нами какой-нибудь 14-летний отрок, или даже 10-летний, который говорит, что хочет креститься, а родители ни в какую и требуют от него заниматься медитацией, например, то Церковь здесь не может не принять ребенка или подростка и в его выборе его не поддержать.
У меня есть знакомый батюшка, который служит на юге России. Он многодетный отец и воспитывает, в том числе, приемных детей. И вот он узнал, что в детском доме оказалась девочка восьми-девяти лет, у которой погибла все семья. Вскоре девочку взяла приемная семья – оказалось, представители секты «свидетели Иеговы». И новые «родители» вместе со своими детьми пытались вовлечь девочку в свою сектантскую деятельность.
Она отказывалась, объясняя: «Я в храм ходила со своей бабушкой, и мне не нравится то, что вы мне рассказываете». В конце концов «родители» повесили на стене лист бумаги с нарисованным календарем: «Смотри, если ты до такого времени не станешь такой активной нашей последовательницей, мы тебя сдадим обратно в детский дом». Девочка не согласилась, и ее отправили обратно в детский дом.
Об этом как раз узнал священник, приехал к девочке со всей семьей, спросил, не хотела бы она жить в его семье. Она посчитала, что это будет замечательно.
Расчет семьи иеговистов был в том, что побывав вновь в детском доме, где точно жизнь – не сахар, девочка не выдержит и захочет обратно. Но они не учли, что ей как раз исполняется десять лет, а по российским законам, с этого возраста учитывается мнение ребенка, хочет он идти в приемную семью, или нет.
И девочка не захотела к иеговистам, а захотела – к отцу Сергию, где сейчас счастливо и живет, учится в школе, занимается музыкой.
То есть здесь никакого насилия никто не проявлял.
Обращаю внимание, что и закон с 10 лет предполагает учитывать мнение ребенка. И священник сначала спросил, хочет ли девочка в его семью.
Православная традиция уважает свободу человека и ищет повод не осудить его, а оправдать, найти извиняющие причины, как бы он ни ошибался, и оставляет место действию Промысла…
Нельзя действовать по схеме
Протоиерей Александр Балыбердин, благочинный церквей города Кирова:
В вопросе, отказывать ли от крещения, если ребенок противится – все очень конкретно и индивидуально. Здесь нельзя принимать решение по какому-то шаблону. Надо видеть и человека, и видеть его отношение. И видеть, как человек выражает свое отношение. Если человек категорически против крещения, то, как можно его крестить, будь это ребенок или взрослый? Как можно крестить, если ребенок уже может сформулировать свое отрицательное отношение к крещению?
С другой стороны – маленький ребенок мог просто устать, раскапризничаться. Поэтому, еще раз подчеркну, это вопрос очень индивидуальный. Он очень тонкий. Здесь нельзя давать каких-нибудь общих советов или выносить каких-нибудь общих суждений.
В практике любого священника были случаи, когда священник предлагал человеку подумать и определиться. Я, по крайней мере, когда крещу человека, я всегда ему говорю так: «По ходу крещения я вас спрошу: верите ли вы Христу как самому Богу, что вы мне ответите?» Если взрослый человек говорит: «Нет, я не верю», то какие могут быть варианты?
У меня был один такой случай, когда мне человек прямо сказал, что он не верит в Христа как в Бога. Я тогда, конечно, спросил, а для чего он принимает крещение? Он меня поразил своим ответом: «Мне надо быть крестным у другого человека, у ребенка и для этого я должен быть крещен».
То есть, мало того, что он не верит в Бога, он еще собрался быть крестным у другого человека. Просто исполнить традиции. Я с ним поговорил и без всякой обиды объяснил, что он не может принять крещение, если не верит Христа как в Бога и поэтому же он не может быть крестным. И без обиды человек согласился с моими доводами и сказал, что он подумает и когда будет готов, он снова придет на крещение.
Но вновь в который раз подчеркну, здесь нельзя действовать по схеме. Здесь надо видеть конкретного человека и видеть обстоятельства как это все произносится. Тем более, когда речь идет о детях. Ребенок говорит: «Я не хочу!» Что он имеет в виду? Надо же понять – связано это с глубинным нежеланием или он просто не с той ноги, что называется, встал.
Я полагаю, надо иметь снисхождение, терпение и уважение к людям, которые приходят к нам. Даже если эти люди в чем-то сомневаются, и они не могут выразить свои чувства, свое отношение к происходящему, не надо рубить с плеча, надо подумать, надо взвесить и надо предложить им, может быть время, чтобы они могли сформулировать свое отношение. Поэтому, еще раз подчеркну: здесь очень много зависит от того, как произносится то, что человек не желает креститься. Если это делается в вызывающей форме, осознанно, как протест, то в этом случае, я полагаю, священник не должен крестить.
А если человек затрудняется со своими чувствами, своими мыслями и не может правильно их выразить или высказывает какое-то сомнение, то надо проявить снисхождение, поговорить с ним. В любом случае человека нельзя отталкивать.