Зачем нужны «праздничные святыньки»? Что может сказать о Кресте Господнем веточка мяты? Размышляет Ольга Гуманова.
Помню, как несколько лет назад на одном из православных ресурсов мне попалась статья о том, что Крестовоздвижение — один из немногих Господских праздников без материальной составляющей, когда верующие и не очень верующие, но православные по культуре, ничего не приносят из храма домой. Ничего такого, что можно было бы с благоговением съесть или бережно сохранить в святом углу.
Как известно, на Крещение церковные дворы наполняются «водяными», которые стремятся на весь год запастись святой водой. На Вход Господень в Иерусалим освящают цветущие вербы и другие ветви деревьев, которые потом весь год хранят засушенными у домашних икон. На Троицу животворящую силу Святого Духа символизирует свежая зелень берез, скошенная трава и цветы, которые потом тоже пополняют число домашних святынь. Преображение Господне — «Яблочный Спас», когда традиционно освящают фрукты.
Пасха Христова, само собой — это крашеные яйца, куличи, «млеко сгустевшее». В Рождество хотя ничего и не приносят домой из церкви, но сама атмосфера праздника очень вещественная и детская — это елки, вертепы, подарки и прочие гуси в яблоках. А в Рождественский сочельник в некоторых храмах можно освятить принесенное из дома сочиво из пшеничных зерен с медом.
Так вот, автор упомянутой статьи старался доказать, что увлечение материальными святыньками простительно разве что христианам новоначальным и маловерующим захожанам, а вера глубокая, искренняя, настоящая не нуждается в вещественных подпорках типа свечечек, вербочек и пасхальных яиц.
Если признаться честно, то я во многом была с ним согласна. Мне тоже казались наивными «пояски с молитвой» и «цветочки от Матронушки» и виделись глубоко верующими и духовно продвинутыми люди, которые относились к этому с легкой иронией и легко могли без всего этого обходиться.
А потом я оказалась на Крестовоздвижение на Кипре и обнаружила, что там в этот праздник в храме тоже раздается святыня, которую можно унести домой. В этот день в Греции и на Кипре освящают пучки разнообразной душистой зелени: мяты, герани и других трав. Этими букетиками верующих кропят святой водой, как у нас — кропилом, а потом прихожане разбирают их по веточке и уносят с собой.
Святые равноапостольные Константин и Елена, центральные фигуры праздника Крестовоздвижения, в Греции очень почитаемы, в их честь освящено множество храмов, их имена часто дают детям. Греческое Крестовоздвижение — еще и собрание многочисленных именинников. По очереди к Чаше подходят Констандинос, Элени, Ставрос, Ставрула — последние два имени даются в честь Животворящего Креста. Соответственно, и атмосфера в храме именинная — маленькие девочки в пышных белоснежных оборках и их ровесники-мальчики тоже при полном параде, перевязанные разноцветными ленточками подарки, кофе с пахлавой после литургии всем приходом.
Крестовоздвижение несколько лет подряд мне приходилось отмечать дважды — в Греции по новоюлианскому календарю и по старому стилю дома. И в Святой Земле на ночной литургии у Гроба Господня я оказалась именно в этот праздник. Обычно так бывает: если какое-то событие, какой-то урок повторяется в твоей жизни многократно, то это значит, что именно в этом месте ты двоечник. Значит, именно здесь ты не понял и не усвоил чего-то важного, на что указывают тебе Свыше.
И однажды оно открылось. С какого-то уже далеко не первого и не второго раза я поняла, что Воздвижение Креста — это праздник, имеющий очень твердое земное основание. По приказу императрицы Елены рабочие проводят раскопки, спускаются в земную пропасть, чтобы найти величайшую Святыню — Крест, на котором было совершено искупление. Крест, обагренный кровью Спасителя.
Частицы Креста сохранились до наших дней во многих местах, и когда в этот праздник их выносят на середину храма — настоящие, вещественные, деревянные — мы понимаем, что Господь пришел в этот мир и пострадал во плоти, Его человеческие руки из костей, кожи и суставов были прибиты металлическими гвоздями к кипарисовому Кресту. А мы все — живые люди, не только обитающие умом в мире идей, но и на земле телом. И именно через это тело до нашей души и можно достучаться: через поклоны, обряды и разные вещественные святыни, к которым мы прикасаемся.
В наши дни в человеческом быту остается все меньше вещественного и появляется все больше виртуального. Вместо мелованно-бумажной открытки, написанной от руки и сохраняющей тепло рук дорогого нам человека — «подарок» или смайлик в соцсети. Вместо посиделок друзей за свежевыпеченным домашним румяным пирогом — обмен фотографиями еды из ресторанов, расположенных в разных концах земного шара. Вместо беседы лицом к лицу, традиционных для христиан целований и теплых объятий — краткие диалоги в чате. Может быть, в такой ситуации ухода почвы из-под ног засушенная веточка мяты с крестовоздвиженской службы окажется совсем не лишней, равно как и настоящее, естественное, а не нарисованное в 3-D преображенское яблочко и пасхальное яичко?
«И вознесохомся от земли к небесным», — слышим мы в праздничной стихире. Может быть, для того, чтобы иметь силы вознестись в небеса, нужно сначала оттолкнуться от чего-то вполне земного и твердого? А если стартовать в небо, совсем не имея под ногами никакой вещественной опоры, то как поймешь, в каком оно направлении, небо-то?