Доставало, доставало и достало вконец. Члены ученого совета филфака МГУ написали гневное письмо, точнее – Заявление.
Выдающиеся российские филологи написали, в сущности, именно о том, (простите за «не филологическое слово»), что их достала наша нынешняя система школьного образования. О том, что детей лишили возможности изучать литературу, что в них перестали видеть личностей, что детей наших не развивают, а отупляют.
Внимательно прочитали? Еще раз повторяю: выдающиеся российский ученые выступили с Заявлением, в котором говорится, по сути, о том, что современная система образования калечит молодых людей.
А теперь вопрос – вы, уважаемый читатель, про это заявление слышали? А? Что-то не вижу леса поднятых рук.
Какой ни возьми рейтинг ВУЗов – МГУ имени Ломоносова всегда на первом месте. Лучший ВУЗ страны. Без сомнения. Ученый совет одного из старейших и авторитетнейших факультетов И что? Срочно собрали совещание министерства образования? Кто-то из руководства страны отреагировал – дал поручение? Школьные учителя литературы написали письмо в поддержку?
Нет. Как говорится: дальше – тишина.
Заявление членов учебного совета филфака МГУ написано в жанре «крик души». То есть, когда люди не могут больше молчать, и кричат!
С какими-то выводами Заявления я лично не согласен, но надо ли оценивать выводы крика души?
Потому скажу лишь об одном несогласии. При всем том кошмаре, который творится сегодня в нашей системе образования, мне кажется, нелепым, неправильным и непродуктивным постоянно оглядываться назад и призывать брать пример с советской системы обучения.
Во-первых, как говорится, проехали. Нет ни системы, ни отношений, ни страны – ничего этого нет. Все чаще вспоминается Моисей, который водил евреев по пустыне ровно столько лет, сколько было необходимо, дабы умер последний человек, помнящий рабство. А мы всё еще слишком хорошо помним, всё еще наивно надеемся в совсем иной стране, при совершенно ином строе, взять что-то из СССР и использовать. Не получится.
Сегодня наши дети живут совсем в иной реальности, чем дети страны Советов. На них воздействуют совсем иные информационные потоки. И потому даже то, что работало в СССР сегодня работать уже не будет. Как-то по-другому надо. Иначе.
И второе, может быть, самое главное. Давайте не будем забывать, что все преподавание литературы в школе было очень идеалогизированно. Я уж не говорю про литературу ХХ века, когда мы не изучали крупнейших и величайших писателей. Но ведь и про Пушкина, Чехова, Толстого, Достоевского нам не говорили правды. Мы изучали памятники, а не живых людей. У многих людей именно школьное преподавание навсегда отбило желание читать книги.
Но вот в чем я абсолютно согласен с авторами заявления: система российского образования находится в таком состоянии, что ее необходимо менять, причем, кардинально.
Я нередко выступаю в школах, преподаю в Московском институте телевидения и радио «Останкино», то есть, общаюсь со вчерашними школьниками, и вижу, как падает интеллектуальный уровень школьников. Падает при нашем – обществе – молчаливом согласии.
Общество не смогло убедить власть в том, что ЕГЭ приносит огромный вред. Власти не услышали общество. ЕГЭ – замечу – это не система преподавания, а система оценок. Но педагогам приходится подлаживаться под нее, посвящая несколько последних лет учебы то подготовке к ГИА, то подготовке к ЕГЭ. Таким образом, огромный пласт истории и литературы просто выпадает из жизни наших детей.
По-хорошему надо бы сейчас размышлять о том, как в сегодняшних условиях преподавать литературу. Если верить знаменитому высказыванию классика о вечной борьбе добра и зла и о том, что душа человека – есть поле этой битвы, то литература всегда стоит на стороне добра. И надо бы подумать о том, как сегодня использовать огромную силу литературы. И я бы с удовольствием послушал мысли лучших филологов страны по этому поводу.
Но цвет отечественной филологии кричит об ином – и я понимаю этих людей. Их крик о том, что мы лишаем наших детей литературы. Мы лишаем наших детей возможности научиться понимать чужие души и чужие стремления – именно этому учит литература. Мы лишаем наших детей умению грамотно высказывать свои мысли – без книг этому научиться очень тяжело.
Мы можем бесконечно повторять: «Россия – духовная страна». Но совершенно очевидно: если ни общество, ни власть не услышат крик души выдающихся российских филологов – слова эти будут абсолютно бессмысленны.
Мы можем потерять нашу хваленую духовность. Это серьезно. Это важно. Наверное, это даже важнее всего.
Андрей МАКСИМОВ
О реформе образования, ее итогах и перспективах — заявление Ученого совета филологического факультета МГУ
По теме:
- Профессор Дмитрий Ивинский: У власти нет национальных приоритетов для развития системы образования
- Профессор Александр Волков: Лишение возможности обращаться к культуре — самая опасная форма вандализма
- Доцент Анна Архангельская: Средняя температура по вузу
- Ст. преп. Татьяна Краснова: О педагогах невысокого уровня
- Член-корр Российской академии образования Александр Абрамов: Школа стала институтом натаскивания на ЕГЭ
- Публицист Ирина Лукьянова: Школьное образование утратило связь с реальностью
- Филолог, переводчик Марина Журинская: Все модификации школьного образования направлены на оглупление народа