31 января 2014 года в актовом зале храма святой мученицы Татианы прошёл круглый стол, посвященный пятилетию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В мероприятии приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион Алфеев, заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва Тутунов, Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда, доктор филологических наук, профессор МГУ Александр Волков, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси дьякон Александр Волков, настоятель домового храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский. Вёл круглый стол политолог Александр Щипков.
Присутствующие обменялись мнениями об итогах пяти лет служения Святейшего Патриарха.
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Завтра исполнится пять лет с того знаменательного дня, когда Русскую Православную Церковь возглавил Святейший Патриарх Кирилл.
История показывает, что Господь всегда призывал русских патриархов на служение в переломные моменты. Патриарх Тихон встал во главе Церкви в начале гонений. Его преемником стал митрополит Сергий, чья патриаршая интронизация пришлась на годы войны. Патриарх Алексий I застал разгар послевоенных гонений на Церковь, Патриарх Пимен – брежневский застой. В 1988 году с избранием патриарха Алексия II в жизни Церкви начинается новая эпоха – церковное возрождение, которое мы сейчас иногда называем вторым Крещением Руси.
Нынешний Патриарх долгое время был сотрудником и соратником Святейшего Патриарха Алексия, возглавляя Отдел внешних церковных связей и отвечая за внешние контакты Церкви. Так Господь подготовил его к нынешнему служению.
Таким образом, мы видим промысел Божий в смене патриархов, но каждый из них вкладывает в служение свою личную харизму.
За прошедшие годы возрождения Церкви было открыто более двадцати пяти тысяч храмов, около восьмисот монастырей и множество духовных школ. И в какой-то момент создалось ощущение, что церковное возрождение достигло пика и дальше начнётся спад.
Однако когда в своей речи на интронизации Святейший Патриарх Кирилл обозначил новые направления развития Церкви, стало ясно, что достигнутого далеко не достаточно. Есть насущные задачи: например, даже в Москве ощущается нехватка храмовых зданий.
Кроме того, Патриарх инициировал реформу церковной структуры, в частности, основания Высшего Церковного Совета.
До этого момента Синодальные отделы – церковные «министерства» — создавались на протяжении всего патриаршества Святейшего Патриарха Алексия II. Как правило, они отпочковывались от Отдела внешних церковных связей, который стал своеобразной кузницей церковных кадров, однако работа их была разрозненна.
Сейчас работа Церковных Отделов скоординирована, все они видят друг друга и имеют возможность сообщаться, как через Совет министров.
Также Святейшим Патриархом была сынициирована реформа церковной структуры на местах: сегодня образованы новые епархии, они объединены в Митрополичьи округа.
Происходит масштабная реформа духовного образования. Недавно на Высшем Церковном Совете принято решение пересмотреть все программы церковных школ. Так глобально они давно не поновлялись.
Особого внимания заслуживает деятельность Святейшего Патриарха на каноническом пространстве Русской Православной Церкви за пределами России и на территории других Поместных Церквей. Основная задача Патриарха здесь – укрепление того, что называется «русским миром».
Ядро канонического пространства Русской Православной Церкви составляют три народа – русские, украинцы и белорусы. Однако каноническое пространство Русской Церкви этим не ограничивается. В качестве такового в её уставе перечислены все бывшие союзные республики, помимо Грузии и Армении, а также Япония и Китай.
В каждой из этих стран нужно выстраивать очень непростые сегодня отношения с государственными властями, поэтому Святейший Патриарх очень много ездит.
Например, за прошедшие годы он многократно бывал на Украине.
Я хорошо помню его первый визит туда. Толпы людей встречали Святейшего даже в западных областях; он посещал храмы, монастыри, детдома.
Также среди направлений состоявшихся визитов Белоруссия, Эстония, Казахстан; таким образом, поездками Святейшего была охвачена всё каноническая территория.
По распоряжению Святейшего Патриарха создан Среднеазиатский Митрополичий округ. В ближайших планах – визит в Латвию, за ней последует и Литва.
Когда в 2011 году Японию постигло бедствие, пострадала и Японская Православная Церковь. Тогда для помощи ей был осуществлён сбор пожертвований; собрали более миллиона долларов.
Православие в Китае также развивалось благодаря русской миссии. Русские появились в этой стране в конце XVII века, а в начале XVIII для их окормления была создана особая епархии. Потомки первых переселенцев сохраняли всё меньше русской крови, зато сохранили православие.
В первой половине XX столетия Китайская Автономная Церковь пополнилась беженцами из России, но потом пострадала во времена «культурной революции».
Долгая работа сделала возможным визит Святейшего в Китай. Во время этой поездки многое происходило впервые: впервые китайское руководство встретилось с иностранным религиозным лидером такого ранга, впервые за долгое время состоялось богослужение в Кафедральном соборе в Шанхае; к нему смогли присоединиться клирики, рукоположенные ещё до «культурной революции» и выжившие в её годы.
Визиты в другие Поместные Православные Церкви прописаны в патриаршем протоколе; они обязательны и совершаются каждым новым патриархом в порядке Диптиха. Однако Святейший неизменно умеет наполнить их непротокольным содержанием.
Например, во время и после его визита в Константинопольский Патриархат был обозначен ряд проблем, которые, как хочется надеяться, будут решены в духе братской любви.
Во время визита в Александрийскую Церковь велись переговоры о месте христиан в египетском обществе.
Визит Святейшего в Антиохийскую Православную Церковь пришёлся на канун пришёлся на канун начала боевых действий в Сирии и стал свидетельством поддержки христиан на Ближнем Востоке.
Нужно особо отметить визит Святейшего Патриарха в Польшу, во время которого было подписано совместное обращение двух Православных Церквей к двум народам. Значение этого документа ещё предстоит оценить, но открыл путь не только к примирению народов России и Польши (несмотря на расхождения в их взглядах на историю), но и для активизации отношений с Католической Церковью.
В ближайшее время также произойдёт ряд важных событий.
На первую неделю Великого поста назначен Синаксис предстоятелей Поместных Православных Церквей. Продолжатся зарубежные поездки Святейшего Патриархи и визиты глав Поместных Церквей в Россию.
Полный текст доклада митрополита Илариона (Алфеева)
Доктор филологических наук, профессор МГУ Александр Волков поделился некоторыми замечаниями о структуре проповедей Святейшего Патриарха Кирилла. «Самое трудное сегодня для меня как преподавателя — побудить студентов говорить то, что надо сказать, а не то, что хочется. Такое умение мы можем наблюдать на замечательном примере Предстоятеля Русской Православной Церкви».
Отношения между Церковью и государством
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин
Святейший Патриарх имеет опыт участия в отношениях Церкви и государства в очень непростых ситуациях.
Свидетелем обстановки 50-х – 60-х годов верующий молодой человек был с детства. Далее его усилиями была реорганизована Ленинградская семинария, в которой возникла новая богословская школа.
Организации вроде Всемирного Совета церквей у нас принято ругать. Однако участие в их работе позволяет приобрести огромный общественный кругозор. У Святейшего такой опыт был на протяжении десятилетий.
В 1980-е митрополит Кирилл успешно выстраивал непростые отношения между Церковью и тогдашним государством. Именно этот опыт и сформировал культуру подобных взаимоотношений, которую мы имеем сейчас.
Во всех ситуациях Святейший неизменно настаивает на автономии Церкви – её праве самостоятельно устраивать свою внутреннюю структуру, а также независимо высказываться по разным общественным вопросам.
В дискуссиях с различными представителями общества Святейший всегда отстаивает логику и справедливость – то есть, позиции, которые приемлемы не только для верующих, но и для здравомыслящих атеистов. При этом Святейший подчёркивает, что Церковь и общество представляют собой единый организм.
Церковь открыта к обсуждению различных проблем. Однако в тех случаях, Ей предлагают измениться не по тем правилам, которые содержатся в Писании, подчиниться процессам суетного мира, Святейший умеет остановить дискуссию. Верность Истине Христовой – неизменный стержень служения Святейшего.
В своё время написание «Основ социальной концепции» Русской Православной Церкви казалось столь непростым, что скепсис о возможности возникновения этого документа высказывался даже в рабочей группе по его созданию. Однако Святейший приложил усилие к тому, чтобы работа была доведена до конца.
Сегодня на основе «Социальной концепции» создан целый корпус документов церковно-общественной мысли, так что по степени проработанности вопроса Русскую Православную Церковь можно считать вторым центром после Ватикана.
В настоящее время ведётся работа над новым «Катихизисом», в котором будут прописаны вопросы церковного учения от тонкостей христологии до повседневных проблем.
Так что, можно считать, что сегодня РПЦ – это мыслящая Церковь.
Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда как главный итог прошедших пяти лет отметил, что вопросы жизни Церкви переместились в центр внимания СМИ: «Cегодня, в начале XXI века, мы говорим (и это находится в центре общественной дискуссии) о том, что значит быть христианином в современном мире, что такое евангельский поступок, — все, что некоторое время назад обсуждалось исключительно в церковных кругах, сегодня обсуждается и на страницах федеральных изданий, и на экранах федеральных телевизионных каналов».
Заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва Тутунов заявил, что главными в работе Святейшего Патриарха Кирилла неизменно остаются пастырское общение с верующими и вопросы, связанные с возможностью совершении богослужений.
Реформа духовного образования
Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов
Реформа Русской Православной Церкви проводится не ради самой реформы, особенно это чувствуется в образовании.
В 90-е годы произошло лавинообразное увеличение числа духовных школ и семинарий, но системность отсутствовала. Фактически, окончив семинарию, человек тогда мог получить очень разный объём знаний в зависимости от существующей местной традиции и правящего архиерея.
Современная задача – стандартизировать духовное образование, так чтобы, выходя из семинарии, человек получал некий унифицированный набор знаний, позволяющих ему служить (при этом понятно, что семинария не может обязать всех служить и выпускать святых курсами).
В 90-е годы духовенство приходило к рукоположению очень разными путями; в большинстве случаев образование тогдашние священники получали потом. Сегодня человек, окончивший семинарию, имеет минимум знаний для служения.
В советские годы само желание поступить в семинарию свидетельствовало и серьёзном настрое абитуриента. Сегодня в семинарии приходят, как правило, вчерашние школьники, воспитанные обществом потребления; нередко лишь в стенах этого учебного заведении они приобретают первый опыт стеснения себя.
Несмотря на то, что основная позиция Святейшего Патриарха в вопросах образования – отсутствие революционности, сегодня абсолютное большинство семинарий имеют двухступенчатую структуру «бакалавриат-магистратура» и аккредитацию.
Конечно, простой механической перестройкой или только финансовыми вливаниями достойного учебного заведения создать нельзя – должно пройти время и возникнуть традиций. Однако уже сегодня мы не имеем семинарий, где преподаватели работают внештатно и как волонтёры.
Отправка выпускников семинарий на Крайний Север и Дальний Восток чрезвычайно важна для поддержания целостности страны.
В разработке находится документ о статусе образованного духовенства, который даст особые права священству, окончившему магистратуру.
Ещё одно важное направление современного духовного образования – подготовка миссионеров. Иногда о нём отзываются скептически, но надо понимать, что миссию гораздо лучше доверить людям образованным, нежели непонятным околоцерковным харизматам.
Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси диакон Александр Волков поделился некоторыми статистическими наблюдениями о деятельности Святейшего Патриарха Кирилла. ««Из 1825 дней — то пять лет — Предстоятельского служения Патриарх совершил 1132 богослужения. Эта цифра абсолютно соответствует восприятию Патриархом основы своей жизни — жизни Предстоятеля Церкви. Такой основой является богослужение и молитва со своим народом, со своей паствой. Это для Патриарха является главным, и в этом не нужно убеждать никого, кто хотя бы раз бывал на Патриарших богослужениях».»
В завершение итоги встречи подвёл настоятель домового храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский.