Почему доверяют православию? (ТЕКСТ+ВИДЕО)
«Почему доверяют православию и чего от него ждут?» – так была сформулирована главная тема круглого стола, который провела в Москве социологическая служба «СРЕДА».
Статистика доверия
Открыл дискуссию Роман Лункин – ведущий научный сотрудник Института Европы РАН. Он познакомил участников круглого стола с некоторыми результатами социологического опроса, проведённого службой «СРЕДА».
Так, из опроса следовало, что порядка 43% наших граждан (если перенести полученные данные на общество в целом) уверенно называют себя православными. Интересен тот факт, что именно среди этой аудитории нашлось больше всего граждан, поддерживающих действующего президента.
На вопрос «доверяете ли вы Русской Православной Церкви?» 88% респондентов с разной степенью уверенности ответили утвердительно, а это значит, что в их число, помимо людей, исповедующих православие, входят неверующие, либо представители других конфессий.
На ещё один важный вопрос – «За последний год Вы стали больше или меньше доверять РПЦ?» – только 7% ответили «меньше». У 12% доверие возросло. Превалирующее большинство – 67% – не ощущают перемен в доверии.
«Стоит ли священникам активно заявлять о своей позиции по общественно-политическим вопросам?» Здесь мнения разделились практически поровну между «да», «нет» и «затрудняюсь ответить».
На стыке двух миров
Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения «Даниловцы» при Даниловом монастыре, полагает, что гражданский потенциал Церкви, а вместе с тем и доверие к Ней граждан, ещё предстоит развивать.
— Я нахожусь как бы на стыке двух миров: мир церковный и мир благотворительности. Могу сказать, что мир благотворительности в нашей стране достиг за десять лет больше в плане системного развития социальных инициатив, создания профессионального пространства, чем церковный мир за двадцать лет.
Благотворительность поднялась на уровень профессионального сообщества.
В церковной общественной деятельности, по мнению Юрия, таких достижений нет.
— Да, при приходах есть какие-то бабушки и дедушки, которые ведут кружки. Но программы, заявленные ещё в 90-х, до сих пор не реализованы.
Потеря авторитета – чья-то жизнь
— Благотворительные организации также озабочены вопросом, доверяют им или нет, ведь это отражается на судьбах конкретных людей, больных детей, стариков, которым эти организации оказывают помощь. Падение авторитета – это, быть может, чья-то жизнь.
И в этом направлении благотворительные организации активно работают и развиваются.
«Не хотим работать с верующими»
— В течение 4-х лет возглавляя добровольческое движение, я могу сказать, что Церковь, как мне кажется, немного побаиваются.
Когда где-то говоришь о нашей деятельности – объединить молодёжь, сформировать активные группы, – воспринимают нормально. Но как только узнают, что это связано с монастырём, – зачастую резкое отторжение: «Нет. Мы с верующими не хотим работать. К нам это отношения не имеет».
Напрашивается вопрос: быть может, опасаются «вербовки»? Юрий рассказывает:
— Для нас принципиально важно, что мы занимаемся исключительно социальной работой. Мы знаем, насколько может быть губительна попытка проповедовать родителям умирающего ребёнка.
При этом (и для меня это было откровением) в светских благотворительных организациях довольно много по-настоящему верующих сотрудников, которые при этом никак не афишируют свою веру.
«Ловцы человеков»
Юрий рассказал о существенном отличии церковной социальной деятельности от светской.
— Крупные светские организации напоминают рыбаков, сидящих на берегу реки, которая забита рыбой. Забрасывают невод – и «вылавливают» сразу по 100 волонтёров, забрасывают снова – ещё 100. Православная аудитория больше похожа на водоём, где можно сидеть с удочкой и день, и два, и три – и «поймать» всего одного человека.
Пойти на службу или заняться служением?
Юрий Белановский убеждён, что религиозный мотив для представителя волонтёрской группы является скорее вторичным.
— Люди, которые фокусируется на нём («я должен это делать во имя исполнения заповедей»), порой уже через месяц не выдерживают и уходят. А с простым мотивом, даже просто «за компанию», могут проходить год.
Чтобы служить обществу, нужен временной ресурс. Если этот ресурс всецело отдан храму, то что человек отдаст обществу?
Есть люди, у которых вектор больше смещён на служение. Они-то нам и нужны. При организации храмовой работы с обществом часто приходится опираться на людей, которые находится «за оградой».
Не всё надо делать «за спасибо»
— В благотворительности, – заметил Юрий, – все очень быстро поняли: есть ключевые системные задачи, которые должны выполняться профессионально, а значит – за деньги. Почему-то это понимание очень редко присутствует внутри православных организаций.
Недавно всплыла яркая тема – тема прозрачности бухгалтерии, о десятине. Многие священники – и меня это потрясло – говорили о том, что прихожане обязаны дать десятину, но не договаривали вторую половину фразы, которую вам скажет любой благотворительный фонд: «…А мы в ответ на десятину обязаны отчитаться, как она будет потрачена». Вот эта вторая половина фразы напрочь отсутствует у самых именитых московских священников.
Под каким флагом творить добро?
Один из участников круглого стола высказал мнение, что христианам будут больше доверять, если каждый из них будет творить добро от своего лица, а не под флагом организации.
На это Юрий резонно заметил, что человека с улицы просто так не пустят ухаживать за больными. Организация, обладающая юридическим статусом и авторитетом и набирающая волонтёров по тестам и собеседованиям, является своего рода пропуском в мир благотворительности.
Тогда прозвучал другой вопрос: причём здесь православие и в чём его приоритетность, если добро можно творить под «гражданским» флагом? Ведь никто не отменял простого нравственного императива, высказанного философом Кантом.
В обществе растёт тяга к нравственным ценностям, к делам добра, но не факт, что это говорит о тяге к Богу и росте доверия к Русской православной церкви. Дискуссия продолжается.
Читайте также:
«Даниловцы»: Пасхальный благотворительный ужин + ФОТО
Юрий Белановский: Почему в обществе нарастают антицерковные настроения?
Две православные молодежные благотворительные организации могут прекратить свою работу
Роман Лункин: Общество хочет слышать то, что Патриарх назвал Божьей правдой