Где умный человек прячет камешек?
— На морском берегу.
— Где умный человек прячет лист?
— В лесу.
— Если нет леса, он его сажает.
И, если ему надо спрятать мертвый лист, он сажает мертвый лес.
Г.К.Честертон. Сломанная шпага
Вот этот законопроект придумали и проводят в жизнь люди, которые, кажется, не хотят процветания российского государства. Которые хотят лишить государство возможности выявлять и различать иностранных агентов влияния. Также, кажется, они не желают добра российским гражданам.
На первый взгляд всё выглядит ровно наоборот. Суть предлагаемых норм сводится к тому, что некоммерческая организация (НКО), которая финансируется из-за рубежа или иностранными гражданами, и занимается политической деятельностью, маркируется как агент иностранного влияния (будет обязана об этом всех публично предупреждать), а также несёт куда больший, чем ранее, груз финансовой отчётности и ответственности за нарушение правил этой отчётности.
В принципе, само по себе предложение нормальное. Далеко не все НКО одинаково полезны для государства и общества. Некоторые, действительно, могут быть агентами забугорного влияния. И неплохо бы гражданам об этом знать, да и государству от такого знания вреда не будет.
Однако при детальном рассмотрении эти поправки, вероятно, ударят не по тем, против кого они принимаются. И вот почему:
1. В поправках не указано, какой именно объём финансирования подразумевается. Если организация за отчётный период получила от иностранного гражданина или иностранной организации хотя бы рубль (при бюджете в сто миллионов рублей, например), то это уже основание для применения поправок.
2. В поправках дано крайне широкое определение того, что такое политическая деятельность. Звучит оно так: «Некоммерческая организация … признается участвующей в политической деятельности, если … она … участвует в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях«. При таком толковании политической деятельностью оказывается всё что угодно. От интервью в СМИ до подписи под открытым письмом.
Чем это грозит благотворительной сфере? Чтобы не быть голословным, сошлюсь на мнение Екатерины Чистяковой, директора фонда «Подари Жизнь» (Екатерина Чистякова: Новый закон об НКО усложнит нашу работу).
Итак, почти любой фонд, например тот, который я возглавляю, более того – любая социальная НКО в России, получающая пожертвования от частных лиц, получает их в том числе, от иностранных граждан – точно. В стране много иностранных граждан, а также общее культурное пространство с недавно ещё союзными республиками. Да и массовая эмиграция последних лет привела к тому, что множество наших соотечественников стали бывшими гражданами РФ. Но связи с Родиной не утратили и поддержать местную благотворительность не отказываются.
Кроме того, масса организаций принимает пожертвования с помощью СМС или через интернет. А значит найти среди жертвователей иностранного гражданина можно практически в любом случае. Чисто статистически их там не может не быть.
Такого рода средства получают все вот эти организации, и все вот эти. И ещё тысячи организаций.
То есть половина причины подпасть под новый закон уже есть.
Далее. Любая благотворительная организация нуждается в широкой известности. Не потому, что создана из тщеславия, а потому, что это условие успешности её деятельности. Если не стараться, чтобы о поднимаемой проблеме узнало как можно больше людей – то проблему никогда не решишь. Будь то проблема бездомных животных, маловесных детей, дурных привычек взрослых или обилия космического мусора на орбите – громкое заявление о проблеме есть влияние на общественное мнение, его формирование. В том числе – в целях изменения государственной политики в указанных сферах, в целях принятия тех или иных решений. А это, согласно новому закону – политическая деятельность. Вот эта пресс-конференция или вот это письмо, например.
Что же будет с благотворительной НКО, которая подпадёт под новый закон? Прежде всего, НКО будет писать везде на своих изданиях, плакатах и сайтах, что она – иностранный агент. Что будет смотреться нехорошо – почему это российских детей спасают иностранные агенты. Почему иностранные агенты поддерживают российские многодетные семьи и стариков, сирот и больницы? А это будет выглядеть именно так.
Фонды не боятся потерять поддержку населения. Меня, как ни странно, заботит имидж российского государства, который и без того — отнюдь не мечта начальника пиар-отдела.
А вот другое последствие, связанное с отчётностью, куда печальнее. Законопроект требует: «Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, один раз в полгода, документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных из иностранных источников — ежеквартально, аудиторское заключение — ежегодно».
Во-первых, всё это стоит денег. Аудит особенно. Фонды и сейчас его проходят ежегодно в обязательном порядке. Скажем, для «Предания» его делают с гигантской скидкой, за 50 тысяч рублей. А без скидки он стоит тысяч 200 или больше. Но аудит — он раз в году, и его делает сторонняя фирма, а вот прочая отчётность – ежеквартальная или раз в полгода. И НКО обязана сделать её сама. На практике это означает, что как минимум 1 сотрудник, обладающий соответствующей квалификацией, получающий зарплату, будет заниматься почти одной только отчётностью. А стоимость услуг аутсорсинговых бухгалтеров для НКО резко возрастёт – потому что сильно возрастут трудозатраты.
Таким образом, те, у кого есть средства на подобную отчётность, будут просто больше тратить — а значит, больным детям и одиноким старикам достанется меньше на ту сумму, которая уйдёт на зарплату бухгалтера. А те, у кого нет необходимых средств, будут закрываться. И второе будет происходить куда чаще, чем первое, ведь у большинства благотворительных организаций практически нет денег на административные расходы.
Говоря попросту – этот законопроект очень сильно осложнит жизнь практически всем благотворительным организациям, снизит их эффективность и их подопечные останутся в значительной степени без помощи.
А значит, разработчики закона не хотят добра российским гражданам.
Но может законопроект поможет разоблачить иностранных агентов настолько эффективно и точно, что некоторым побочным вредом можно пренебречь? Увы, нет. Как я уже говорил, всякая организация, получившая хотя бы рубль от иностранных граждан и написавшая письмо хотя бы к мэру или проведшая мероприятия с целью привлечь внимание к тем или иным проблемам – в культуре, в здравоохранении, в социальной политике, в сфере религии или демографии, где угодно – автоматически становится иностранным агентом.
Такими агентами станут, для начала, ВСЕ сколь-нибудь заметные благотворительные фонды – потому что все они сами инициируют воздействие на общественное мнение или госполитику, или участвуют в чужой деятельности в этом направлении. Далее такими агентами станут все принимающие пожертвования на свою деятельность СМИ, которые хоть слово сказали о политике – а это почти все православные СМИ, а также православные учебные заведения и общественные объединения. Например, фонды, которые собирают средства на строительство храмов. А также организации-пролайферы, борющиеся за демографию и против абортов. А также те, кто добивается введения Основ Православной Культуры. Довольно одного пожертвования от иностранного гражданина.
Организацией-агентом станет АНО «Православие и мир» — если вдруг ему переведёт денежку бывший соотечественник с чешским паспортом. Размещённых на сайте материалов запросто хватит на жесточайшее судебное разбирательство.
Более того. Иностранными агентами формально окажутся ВСЕ политические НКО независимо от направленности их деятельности, включая абсолютно провластные. Потому что у каждой политической силы есть противники. Вот представьте, хитрый шпион из Буркина-Фасо, с целью усложнить жизнь патриотическому движению «За нравственность и крепкую государственность» находит на улице трёх таджиков, даёт им по сто рублей и по квитанции для пожертвования в пользу указанного движения. Плюс по сто рублей за труды. После того, как деньги получены, оприходованы и истрачены на проведение митинга за ужесточение отношения к подлым Буркина-Фасосским наймитам, он идёт и пишет жалобу – указанное движение, получив от иностранных граждан сумму в триста рублей, провело политическое мероприятие, но не указала в раздаваемых там материалах, что оно действует как иностранный агент. А также не отчиталось по должной форме. Суд обязан реагировать, и если он будет применять закон в нынешнем виде, то формально окажется прав подлый иностранец. Деньги получены из иностранного источника, проведено политическое мероприятие, налицо нарушение – всё, платите штраф, полмиллиона рублей.
Но самое неприятное – в груде подобного рода «иностранных агентов» начисто затеряются агенты настоящие. В стране, если я правильно помню, 350 тысяч НКО. Или сравнимое число. Сложно сказать, какая часть из них принимает деньги от граждан и занимается чем-то, что можно при нынешнем нечётком определении счесть политической деятельностью. Но это в любом случае тысячи организаций. А то и десятки тысяч.
И государству мало того, что придётся всю эту отчётность рассматривать, проверять и реагировать на нарушения, тратить на это деньги и человекочасы. Оно начисто потеряет ориентир – так где же агенты влияния? Куда они затерялись среди тысяч себе подобных формальных иностранных наймитов?
Люди, которые хотят поставить государство в такое положение полной дезориентации – не хотят добра своему государству. Лично я думаю, что они действуют в интересах тех, кто как раз хочет спрятать камушек на морском берегу.
PS Подписаться против принятия законопроекта в его нынешнем виде можно здесь