Что произошло
В 09:23 мск 10 октября в ГУ МЧС России по Татарстану поступило сообщение о падении легкомоторного самолета.
Источник ТАСС сообщил, что самолет упал сразу после взлета с аэродрома местного аэроклуба. По данным собеседника агентства, самолет пролетел чуть больше километра.
Источник уточнил, что после падения возгорания не последовало. Полностью разрушился нос самолета, смялись фюзеляж и крылья, почти невредимым остался хвост. При жесткой посадке машина врезалась в стену.
Спасательные работы на месте аварии завершены. В них участвовали 47 человек и 15 единиц техники.
В республиканском главке МЧС открыт телефон горячей линии: 8-(843)288-45-63.
К месту крушения вылетел президент Татарстана Рустам Минниханов. Рабочая группа МЧС РФ во главе с врио министра Александром Чуприяном вылетит в Набережные Челны для координации оказания помощи. В составе группы сотрудники центрального аппарата, психологи, медицинская бригада отряда «Центроспас».
Причина крушения
В авиационных службах сообщили, что причиной падения могло стать превышение числа пассажиров (судя по документации, максимальная загрузка L-410 – 19 пассажиров, а в самолете их было 20).
При этом глава Мензелинского района Айдар Салахов опровергает информацию о том, что потерпевший крушение L-410 был перегружен. По его словам, самолет проходил необходимые предполетные обследования.
Рассматриваются также версии неисправности самолета и ошибки экипажа.
По словам президента Татарстана Рустама Минниханова, у машины отказал один из двигателей. Глава региона рассказал, что об отказе левого двигателя сообщили пилоты перед крушением. Он также уточнил, что самолет при посадке задел крылом стоявшую на земле «Газель», после чего перевернулся.
Mash приводит слова одного из выживших парашютистов, который также утверждает, что проблема была в двигателе, самолет не успел подняться на нужную высоту, при этом пилоты действовали по инструкции.
Позже региональные власти сообщили, что в двигатель могла попасть птица.
Погибшие и пострадавшие
По данным Минздрава РФ, при крушении погибли 16 человек, 6 госпитализированы.
Среди погибших — 60-летний командир воздушного судна Михаил Беляев и 61-летний пилот Александр Зыков.
Погибли 14 парашютистов:
Ольга Минибаева
Павел Музыченко
Динар Давлетгареев
Андрей Тимофеев
Равиль Шарафутдинов
Виктория Соловьева
Дмитрий Филинов
Денис Прохоров
Сергей Кузенко
Ксения Самигуллина
Олег Кублицкий
Ильнар Гайфуллин
Игорь Алексеев
Константин Цывинский
Госпитализированы: Дмитрий Дербышев, Владимир Зеленин, Вячеслав Пискунов, Денис Яковлев, Вадим Фахрутдинов, Александр Ерёмин.
Власти Татарстана сообщили, что выжившие в основном получили переломы, травм головы и шеи нет. Главврач больницы скорой медицинской помощи Набережных Челнов Марат Мухамадеев рассказал, что в БСМП поступили пять человек в возрасте от 30 до 50 лет, они находятся в тяжелом, но стабильном состоянии. Решается вопрос об их транспортировке на лечение в Москву. Для оказания помощи пострадавшим в Набережные Челны прибыли врачи из РКБ Казани.
Инструктор Мензелинского аэроклуба Олег Шипоров заявил, что один человек из выживших в результате крушения получил только синяки и сам покинул самолет.
«Шестеро выживших находились в хвостовой части, там один парашютист даже синяками обошелся, сам вышел из самолета. У нас все парашютисты во время взлета и посадки сидят в шлемах, это правило до высоты 500 м. И на посадке даже при штатной ситуации все сидят в шлемах, это правило», — рассказал Шипоров.
Mash опубликовал сообщение о разговоре с выжившим парашютистом, 30-летним Дмитрием Дербышевым, который сейчас находится на рентгене. Он говорит, что сильной боли при падении не ощутил.
Один из погибших парашютистов, Ильнар Гайфуллин, сегодня должен был совершить свой первый прыжок, пишет телеграм-канал.
Ранее сообщалось о семи выживших, но оказалось, что за одного из них спасатели приняли родственника пострадавшего, которому стало плохо.
«Седьмой человек среди пострадавших оказался сопровождающим. Оказывали помощь всем, ошибочно приняли за седьмого выжившего при крушении борта L-410 родственника одного из пассажиров. Ему стало плохо на месте крушения. Его отвезли в больницу вместе с пострадавшими при крушении», — рассказали в пресс-службе.
Министр здравоохранения Михаил Мурашко взял под личный контроль оказание медицинской помощи пострадавшим.
В пресс-службе президента республики сообщили, что среди погибших и пострадавших представители Башкирии, Марий Эл, Татарстана, Удмуртии, а также Ульяновской, Кировской и Челябинской областей. При этом все девять жителей Татарстана погибли, а из шести пострадавших из Уфы погибли четверо.
Руководство города Набережные Челны пообещало организовать бесплатное размещение и питание для родственников всех пострадавших. В онкодиспансере города для них открыли центр психологической помощи. Там работают девять психологов.
Власти Татарстана объявили 11 октября днем траура. Для ликвидации последствий ЧП и оказания помощи пострадавшим и семьям погибших правительство республики сформировало специальную комиссию.
Возле аэроклуба в Мензелинске организован стихийный мемориал в память о погибших.
Что известно о самолете
Самолет был произведен в Чехословакии и эксплуатировался с 1987 года. Ранее он летал в Военно-воздушных силах СССР, потом был на хранении, а затем был передан в ДОСААФ и принадлежал Мензелинскому аэроклубу.
По словам директора Приволжского АСК ДОСААФ России Равиля Нурмехаметова, этот клуб работал без нареканий.
«Нареканий по работе Мензелинского аэроклуба не было, мы лучшие, мы входим в пятерку лучших клубов, проводили два чемпионата Европы, чемпионат мира, 16 чемпионатов России, кубки Татарстана. Здесь тренируются космонавты», — рассказал Нурмехаметов.
По информации источника ТАСС, Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина приостановит сотрудничество с аэроклубом на время расследования причин крушения.
Начальник парашютной службы Мензелинского аэроклуба Сергей Филатов рассказал, что пилоты были опытными. Об этом также говорит инструктор Мензелинского аэроклуба Олег Шипоров.
«Очень опытные пилоты: один — военный с огромным стажем, другой — пилот гражданской авиации, летал на больших самолетах», — сказал он.
На сайте клуба сообщается, что в его парке было два самолета — L-410 и Ан-28. В октябре каждые выходные в клубе были запланированы прыжки с парашютом.
«Самолет, хотя и по возрасту старый, налет у него небольшой. Каждый год они проводят исследования, дается допуск», — утверждает глава Мензелинского муниципального района Айдар Салахов.
L-410 «Турболет» (Let L-410) — двухмоторный самолет для региональных линий. Машину в конце 1960-х разработало чехословацкое предприятие Let. Коммерческая эксплуатация самолета началась в 1973 году.
Всего с конца 1991 года в России произошло не менее девяти крушений воздушных судов этого типа (с учетом ЧП 10 октября 2021 года).
ДОСААФ приостановило все полеты самолетов этого типа до окончания расследования причин крушения в Татарстане.
СК и прокуратура проводят проверку
На место происшествия выехали следователи и криминалисты Центрального межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ.
Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ «Нарушение правил эксплуатации воздушного судна». Следователи изымают предполетную документацию, допрашивают очевидцев трагедии.
Аэродром аэроклуба, откуда взлетел упавший самолет, закрыт на время проведения следственных действий, сообщил глава района Айдар Салахов.
Проверку в связи с ЧП также проведет Приволжская транспортная прокуратура и военная прокуратура Казанского гарнизона.