В Индонезии произошло крушение российского самолета Sukhoi SuperJet-100. На борту разбившегося SSJ-100 было более 40 человек, в том числе восемь россиян. Лайнер врезался в склон горы Салак на высоте 1,6 километра.
В чем причина трагедии — будут выяснять специалисты. Но вопрос звучит очень остро — почему авиакатастрофы следуют одна за другой? Почему не избежал трагичной части даже самолет, анонсированный как суперсовременный?
Событие комментирует Юрий Крупнов, председатель «Движения развития», действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.
Во-первых, произошла трагедия, и выводы о самой аварии, конечно, надо делать после того, как будут произведены все необходимые работы по выяснению причин. До этого только специалисты высочайшего уровня могут делать некоторые предположения, а большинству людей в этом разбираться не стоит.
Второй момент: какова бы ни была конкретная причина данной аварии в Индонезии, мы видим, что авария следует за аварией, катастрофа за катастрофой, и это самым наглядным образом свидетельствует о том, что российская авиационная деятельность полностью разрегулирована, расстроена, и ее необходимо давно уже – и мы запаздываем – начинать собирать, организовывать. Для этого необходимо создание в стране министерства авиации. К сожалению, авария на Саяно-Шушенской ГЭС мало чему научила наших высокопоставленных чиновников.
Очевидно, что либо к осени Путин создаст министерство авиации, которое не только будет организовывать сферу заново, но и восстанавливать все российское машиностроение и промышленность, и привлечет к его управлению и работе лучших профессионалов страны, либо уже осенью на Путина будет направлен не протест оранжевых клоунов с разных площадей, а на порядок более страшного явления – самой техники.
Техника устала, она не может больше находиться в ситуации псевдорынка, который у нас создан, тем более в таких сложнейших отраслях.
Третье. Хотя и тяжело говорить об этом в ситуации происшедшей трагедии, однако важнейший момент – сам самолет SuperJet. Само это название отдает авантюризмом, так на самом деле и есть. Потому что этот самолет создавался не просто вопреки всем российским традициям, но и с уничтожением всего советско-российского авиационного наследия. По сути, Погосян, как лидер этой разработки, сумел дезинформировать руководство страны, во-первых, выдавая этот самолет за чрезвычайно перспективный, что, на самом деле, совершенно не так – мы видим, что заказов на него практически нет. А, во-вторых, очаровывая всякими мелочами, типа того, что этот самолет проектировался «в цифре».
На самом деле, сама авария – это следствие того, что это был рекламный полет, рекламная кампания. В связи с тем, что SuprJet никто не берет, и заявленные фантастические цифры по поводу якобы зарубежных заказов просто вынудили гражданские самолеты осуществлять такого рода демонстрационно-рекламный тур. Это попытка заставить Индонезию, а ранее Пакистан, купить хотя бы несколько самолетов. Но рынка для этих самолетов в мире нет. В этом тупик и ошибка.
Поэтому, если Погосян останется на своей должности после и этого события, и наш авиапром не начнет управляться государством, если государство не вернется в авиапром и не начнет восстанавливать нашу авиационную деятельность, то о последствиях даже не хочется рассуждать.
Как считает Юрий Крупнов, «руководство страны прямо обманывают «прорывами» и «уходами от совка», «мировым уровнем новых разработок», на деле же создают банальные и не имеющие рынка модели, осваивая при этом миллиарды долларов государственных бюджетных средств и убивая всех своих «конкурентов» — наше национальное достояние в виде КБ и заводов».
Движение развития и Институтом демографии, миграции и регионального развития в рамках программы Проектное государство инициировало создание проекта «Авиационная доктрина России» (Новая авиация как ядро семи русских созидательных революций развития и организатор новой большой страны). Руководителем разработки выступил Юрий Крупнов.
Подробнее о позиции Юрия Крупнова и Движения развития по проблемам авиации и авиапрома — см. проект развития № 49 «Суверенная авиация» и ссылки под аннотацией проекта в рубрике «Материалы».