Ксения Симонова — художник, чей талант покоряет зрителей во всем мире. Ее песочные фильмы смотрят в Европе и Азии, в Южной и Северной Америках. Ксения выступает перед королевскими фамилиями Таиланда, Бутана и Марокко, членами семьи Виндзоров, президентами и простыми людьми. Делает импровизации под аккомпанемент симфонических оркестров и снимает благотворительные ролики в помощь больным детям. Известность к художнице пришла после победы на шоу «Украина мае талант» в 2009 году, где она в прямом эфире представила два фильма в жанре песочной анимации, посвященные войне и родителям. После этого Ксения сделала несколько сотен фильмов, тематика которых затрагивает важные исторические события, общественные и социальные проблемы.
“Плачущей ее никто не видел”
— Почему вы решили снять фильм про Елизавету Федоровну? Как пришли к этой теме?
— Я читала о Елизавете Федоровне в детстве, но тогда ее история тронула меня меньше, чем история царской четы. А уже много лет спустя, после победы в «Украина мае талант», мне приснился сон. Очень чёткий, я его даже записала. Словно я иду на занятия в художественную школу, и в одном из магазинов нашего города ночью происходит собрание советских партийных людей. Они курят, приглашают меня зайти внутрь. Мне всегда всё коммунистическое неприятно было. И вот я туда захожу и начинаю участвовать в каком-то празднике, тоже беру в руки сигарету. Они словно делают так, что я перестаю быть собой. Мне становится не по себе, я выхожу на секунду на крыльцо, а там стоит Елизавета Фёдоровна в белом облачении.
Люди следом все выходят на улицу, начинают громко говорить, плевать ей под ноги, как будто её нет. А она смотрит на меня с огромной любовью, и я подхожу и кланяюсь ей. И говорю: «Как же так? Мне очень стыдно, что я так поступаю. Почему я, как они, себя веду?». Она меня обнимает, у неё в одеянии огромные длинные дыры, и в них — космос. Такое тёплое чувство было. Она говорит, чтобы я не плакала, не расстраивалась, что так веду себя, что я слушаю жизнь мирскую таким образом. Потом говорит: «До свидания, вы должны идти на свои занятия». Я оборачиваюсь, бегу к ней и говорю: «Послушайте, но вас же в восемнадцатом году убьют, — такое ощущение, что это 1910 год был, когда я туда попала. — Я же должна вас спасти». Она: «Что вы говорите? Это должно случиться, так будет. Это не в ваших силах. В ваших силах — молиться и быть счастливой».
С этого заново началось мое знакомство с Елизаветой Федоровной: я накупила книг, дневников о ней, собрала фотографии. У меня дома на стене висит ее большой портрет. Этим сном она меня согрела в тяжелый период жизни, и с тех пор не только мой небесный покровитель, но и близкий друг. Открываю дневник или книгу, и она всегда скажет то, что нужно услышать. Я её уважаю, люблю, как историческую личность, как святую, и как человека просто.
— В литературе Елизавету Федоровну описывают по-разному: кто-то говорит о кротости, кто-то — о цельности характера и способности проявить жёсткость. Вы её какой видите?
— В детстве я считала, что каноничнее и правильнее образ Александры Фёдоровны, потому что она такая красавица, а Елизавета Фёдоровна… своеобразно красивая. А после того сна я стала рассматривать фотографии и поняла, что это был удивительный человек, красивый и внутренне, и внешне, эстет чистейшей воды. Мне, как художнику, очень импонирует этот образ несовременной, хрустальной красоты.
Как человек она совершенно неоднозначный персонаж. Немка. Мы понимаем, что немецкое воспитание отличалось от российского имперского. Человек, приехавший из маленького герцогства в Германии в блестящую, сверкающую Россию испытывал, наверное, шок.
Мать ее была глубоким человеком, религиозным, она зародила в душе Елизаветы Федоровны любовь к нематериальным ценностям. Ее Высочество была человеком очень строгим, к себе, в первую очередь, большим идеалистом и перфекционистом, судя по тому, что мы читаем в описаниях её современников. Была человеком великодушным: мы помним историю убийства её мужа, как она повела себя по отношению к совершившему это деяние террористу. Я читала дневники её воспитанницы Марии Павловны, она своеобразно описывает Матушку.
Мне кажется, она не корректно это делает, про человека, который тебя воспитал, писать такие вещи нельзя. Она пишет, что Елизавета Федоровна была холодным человеком. Я тоже понимаю, что она была сдержанной. У себя в фильме я рисую, что она плачет, но знаю, что это не совсем правильно, её плачущей никто не видел. Думаю, что натура была цельная, но, при этом, крайне сердечная. Нельзя сказать, что она была ко всем предельно добра или наоборот предельно строга. Это был сложный человек.
Мне очень нравится также личность её супруга. Я читала, что они договорились жить в белом браке, хотя их очерняли. Высшей категории человек был Сергей Александрович. Читала также, что когда его убили, многие стали радоваться, в том числе, её друзья, что она освободилась от тирана. Думаю, ей было тяжело это слышать. Когда рисовала его портрет, представляла, как, наверное, они счастливы, что встретились там. Нам с нашими понятиями страсти, влечения тяжело понять, как люди могли жить, как брат и сестра, при этом любить, боготворить друг друга.
Его фигура, к сожалению, пока ещё не полностью раскрыта, а должна быть! Муж делает жену, жена делает мужа. Он сделал её такой, какая она есть. То, что она пришла к Ивану Каляеву в тюрьму, думаю, это тоже его молитвами произошло, что он простил. Детей у них родных не было, но они с большой любовью относились к племяннику. На самом деле, какие бы там ни были дневники у Марии Павловны, жена описывает его с большой любовью и благодарностью.
Когда мы приехали в ту школу в Алапаевске, где они провели свои последние дни, мы почувствовали такой покой в этой школе, хотя место драматичное для истории. Думаю, что они пребывали там в мире, что она сама дарила мир тем, кто находился рядом с ней. Хотя состояние князей было очень разным на момент ареста. Она была ангелом. Хочется, чтобы о ней больше знали и о Сергее Александровиче.
— Думали про Сергея Александровича сделать работу?
— Он стоит в тени своей жены. Мужья часто находятся в тени жены, особенно когда она благодетельна и красива. Если ты делаешь историю о нём, всё равно делаешь историю о Елизавете Фёдоровне.
Карандаш в руках Бога
— Долго вы работали над фильмом?
— Большую часть времени фильм находился в состоянии продумывания, На самом деле, это состояние более важное, чем состояние съёмки. Порой можно снимать год, а потом не монтировать, потому что это не стоит монтажа. А можно думать, думать, думать, а потом уже снимать. Всё это делать с молитвой, потому что без молитвы такие вещи делать, конечно, нельзя: очень дерзновенно было бы.
Во время поездки в Алапаевск в 2011 году началась разработка фильма, а в 2012 году я услышала песню “Северный цвет” Бориса Гребенщикова и поняла, что песня будет в финале. В 2016 году всё сложилось. Много лет к этому шли. А снялся он в рекордные сроки. Я такие большие работы не снимала за столь короткий срок, тем более, мы в таком темпе не монтировали никогда. Я говорю «мы», потому что мы работаем вдвоём с супругом, наш вклад 50 на 50. Только внешне я одна стою на сцене, очень много делает он. Монтаж — 50% успеха фильма. Более талантливого человека, который монтирует, я не знаю. Хочу ему сказать большое спасибо, хотя он никогда не приемлет ни «спасибо», ни вообще упоминания своего имени.
— Что самое сложное было в работе?
— Всё проходило довольно гладко. Тот особый случай, когда я чувствую, помогает Господь. Так было, и когда «Война» родилась, которая победила в «Украина мае талант». И вторая история, победившая в финале, про родителей. Я имею отношение к этому крайне опосредованное: сама выступаю, как карандаш в руках Бога.
Эта работа родилась легко. Она была трудоёмкая в плане съёмки и с точки зрения ювелирного монтажа, звукоряда. Но очень чувствовалась поддержка, помощь Господня. Ты пашешь, на самом деле, пашешь, выкладываешься по максимуму, но ощущаешь, что тебе помогают. Сам бы ты вряд ли сделал столько.
Финал придумался давно. Когда я рисовала в голове фильм, первой была сцена, как Матушка падает, и что происходит в фильме с точки зрения музыки. Это была музыка именно этого эпизода. Песню «Северный Свет» написал Борис Гребенщиков, а исполняет он её вместе со знаменитым Дживаном Гаспаряном, удивительным человеком и музыкантом, с которым мне выпала честь работать вместе. К Гребенщикову можно относиться по-разному, я к нему, как к поэту отношусь очень хорошо. Эта песня во многом построена на цитатах из псалмов, из Ветхого, Нового завета. Я читала филологический разбор, она почти вся библейская. В общем, это было начало. А дальше возник песок. Изначально мы задумывали делать фильм в другой технике, но потом я поняла, что она не передаст некоторых вещей, которые сделает песок.
— Расскажите про песок. Какой он: строптивый, податливый, мягкий?
— Я вас разочарую: это просто материал. Может, у всех художников так. И мне слегка не хватает его скорости: песок быстрее, чем карандаш, но он медленнее, чем моя мысль. Он не делает необычных вещей, я его за это очень люблю. С песком не бывает никаких фокусов, всё как есть, так и есть. В монтаже видно, как всё рождается. Никакой мистики: я с ним не разговариваю, он не мой собеседник, он просто природный материал. Как и я материал в руках Божьих. Он служит мне, я служу Богу.
— Это обычный песок, или для анимации нужно какой-то специальный покупать?
— Это речной песок, который используют в детских песочницах. Обычный песок с карьера. Мы его немножечко просеиваем, чтобы мусор ушёл. В принципе, рисовать можно чем угодно.
— Когда вы показываете готовую работу в прямом эфире, она может меняться в сценах?
— Есть истории, которые строятся полностью на импровизации. Как правило, это работа с оркестрами, где музыка меня ведёт. А есть истории, полностью созданные от начала и до конца, под них есть эфирная партитура, ты знаешь, что делаешь, но каждый раз это абсолютно разные истории. Ты не контролируешь эти вещи. Когда мы выступали с шоу, это был махровый прямой эфир, там нельзя было ничего поменять. Я думала каждый раз, какими же получатся мои герои, каким будет он, какой будет она. Даже в стопроцентно отработанных историях ты часто не хозяин ситуации. Интересно бывает потом посмотреть, когда ты уже отработал. Я рада, что много раз работала в прямом эфире. Это лучшая школа для артиста, особенно артиста моего жанра.
Король Бутана сказал: считайте меня другом
— Вы выступаете со сложными историческими и социальными темами перед простыми людьми в Украине, Германии, Англии, Америке и перед королевскими фамилиями на Востоке и в Африке. Аудитория в разных уголках планеты одинаково воспринимает ваши работы?
— Хороший вопрос. Как правило, принимают очень тепло. Мы выступали практически уже везде, за исключением глубоко арабских стран. Меня много раз приглашали, но не сложилось пока. Везде аудитория очень разная. Китайцы, например, в начале вдыхают и выдыхают только в конце, даже если представление длится 20 минут. Поразительная аудитория. Вообще Восток, китайцы, японцы мне очень нравятся. В Японии я много раз выступала. Мне нравится, как они принимают.
Очень интересно воспринимали историю о войне в Германии. Страны, которые принимали участие в фашистской коалиции, наиболее тонко чувствуют её. Японцы просто не дышали, а немцы смеялись. Сейчас объясню: они засмеялись в конце, когда увидели, что он вернулся, они смеялись и чуть не пели. Я им в конце говорю: «Чего смеялись?», — «Так хорошо, что он вернулся! Мы так были рады». Они, на самом деле, очень переживают до сих пор. Германия одна из стран-лидеров просмотров роликов по истории о войне на Youtube. Истории о больных детях тоже смотрят: очень много немцев помогают российским и украинским детям. Мы сняли около 40 роликов про больных детей. Германия очень много смотрела.
Люблю скандинавского зрителя. Я уже лет пять выступаю в скандинавских странах. Это зритель думающий и, при этом, простой. Как правило, датчане и шведы — люди, которые очень тепло принимают любую тему. Они патриотичны, любят темы о Скандинавии. Им нравятся русские сказки, украинская тематика. Итальянцам вообще нравится, в принципе, искусство.
Если говорить о других континентах, то в Южной Америке вообще стояла очередь потрогать песок. Они не понимали, как песок так может делать. С Марокко у нас тесные рабочие отношения, мне делала заказ королевская семья на фильм. Там тоже своеобразная аудитория.
Нравится, конечно, выступать в православном мире. Когда тебя приглашает какая-то епархия, ты рассказываешь историю сугубо православную: для всех остальных зрителей она, может быть просто красивой, а здесь чувствуется, что ничего не нужно объяснять, что люди молятся рядом.
Греков очень люблю. Мы выступали на церемонии закрытия Специальных Олимпийских (игры для людей с ментальными особенностями) Игр в Афинах, на огромном стадионе, на котором началась история Новых Олимпийских игр в конце 19 века. Это братский народ, который так любит нас, чувствует. Мы делали ретроспективу, была показана почти вся история Греции. Мне достался период с Афона и до конца XIX века. И вот я рисовала Афон, рисовала ангелов, рисовала старца, который идёт по тропинке. Это настолько трепетные воспоминания. Аудитория — 60 тысяч человек, которые не дышат. Это были специальные Олимпийские игры, где играют люди с особенностями ментального развития, люди с синдромом Дауна, например, и они участвовали в закрытии. Девочка с синдромом Дауна была главным героем закрытия Олимпийских игр, мы с ней вместе стояли на сцене.
И турки хороши. Все хороши. У всех есть чувство прекрасного. Все открыты к разговору. В искусстве я аполитична. И так склок очень много. Я принципиально, например, отказалась от рекламы на своём канале Youtube, хотя она была востребована в своё время. Я от нее отказалась, потому что люди должны отдыхать. Просто мне приятно, что что-то можно снять, посмотреть, подумать о хорошем, без корысти и выгоды. Все люди к этому открыты. И в Австралии, и в Гренландии. Вот, что я хочу сказать.
— Вы — один из немногих иностранных артистов, выступавших перед королём Бутана. Была ли возможность увидеть за титулом и протоколом живого человека?
— У меня такая возможность была. В Бутане у нас было выступление перед королевской семьей в честь юбилея Короля-отца. Это национальный праздник страны, там очень любят его, и его сына – действующего Короля. Меня пригласил действующий монарх, который, как он сам мне потом сказал, оказался поклонником моего творчества и подписчиком на канале в Ютубе. Он очень любит отца и решил сделать ему подарок – пригласить меня, чтобы я выступила с песочной историей о его жизни. Для Его Величества-старшего это было полным сюрпризом. После выступления он пригласил меня спуститься со сцены, взял нас с Игорем (моим мужем) за руки, пожал их, потом обнял, сказал очень трогательные слова.
Все это время его сын, действующий король, стоял в почтительном полупоклоне, пока отец говорил с нами. И только после того, как Его Величество-старший закончил с нами говорить, обратился к нам. В этом было что-то такое правильное, такое настоящее, что тронуло меня до глубины души. А на другой день мы пили кофе с Их Величествами (действующими Королем и Королевой) у них дома, они пригласили нас с мужем на неформальную встречу, всё было здорово. Было ощущение, что это студенческая встреча.
Они же мои ровесники: он меня старше на 5 лет, она младше на 5 лет. Очень красивая пара. В тесном общении они очень простые. Настолько тёплый разговор у нас тогда получился. Они рассказали мне историю своей жизни и любви. Его Величество влюбился в свою будущую супругу на свадьбе её сестры. Она там была совсем маленькой. Ей было 8 лет, ему 18. Он сказал: «Когда ты вырастешь, я на тебе женюсь, хорошо?» Она ответила: «Хорошо». Прошло 10 лет, ему исполнилось 28, а ей 18. Он её встретил: «Помнишь, ты мне обещала?» — «Да, помню». Во многом напомнили мне историю нашей царской семьи. Я спросила тогда: «А вы знаете историю любви Николая II и Александры Фёдоровны?» — «Нет». Я им рассказала.
Очень здорово пообщались. Они уважительно относились к тому, что я говорила о моей вере.
Король-отец вообще большая умница, он уступил престол сыну, когда решил, что тот обладает большими знаниями, чем он. Это человек, который сделал Бутан процветающей страной, несмотря на то, что государство находится в списке слаборазвитых стран, по той причине, что ничего не экспортирует. Единственная страна в мире, которая заметила термин ВВП на ВНП, внутренний национальный продукт счастья. Они измеряют счастье своего народа. Люди довольствуются малым, живут скромно, но хорошо. Общение наше было очень глубоким.
Король сказал в конце: «Официально можете считать меня своим другом, а я вас — своим». Вы знаете, правители стран — такие же люди, как остальные. Я выступала и для сирот, для тружеников заводов, и для королей и президентов. Такие же люди с сердцем, руками и ногами. Мне очень смешно, когда говорят: «Вас же ввели в круг небожителей!». Небожители — другие люди. А это такие же люди, как все остальные. Открытые, когда ты ничего от них не хочешь, когда просто хочешь пообщаться. Это же чувствуется всегда. Мне всегда интересен человек.
— Когда Вы стали популярны и востребованы, Вы сразу начали использовать известность для помощи другим: детям-сиротам, онкобольным. Сейчас вы участвуете в благотворительных проектах, или всё время уходит на работу?
— У меня такое правило: если я могу помочь, я никому не отказываю. Я не провожу благотворительных мероприятий. Как правило, я снимаю фильм о том или ином человеке, которому требуется помощь. У меня нет фонда, я что могу, то делаю. Когда был детский дом в Симферополе, мы помогали детскому дому, сейчас его уже нет, расформировали. Я совсем не такой масштабный благотворитель, как, например, Наталья Водянова, которую я хорошо знаю и уважаю. Какой-то вклад стараюсь внести, но он очень маленький.
Аборты — первая тематика, которую мне было интересно поднимать после победы на “Украина мае талант”, потому что на шоу я шла с мыслями об этой теме. Так получилось, что я победила, тему освещали, но очень мало я сделала. Мне за это стыдно, можно делать гораздо больше. Аборты — тема будущих моих проектов, я хочу поближе с ней поработать. Может быть, эта тема не всем нравится, но если делать то, что нравится другим, ты теряешь себя.