Официальное сообщение Священного Синода Сербской Православной Церкви для общественности по поводу предстоящего Выборного собора
19 января 2010
Предстоящий Выборный собор Сербской Православной Церкви, проведении которого намечено на 22 января, — одна из главных тем сегодняшних сербских СМИ.
Сербский Священный Синод с радостью констатирует, что часть СМИ освящает тему выборов Патриарха серьезно и ответственно, но с глубоким сожалением отмечает, что большая часть журналистов и комментаторов подходит к обсуждению необъективно и пристрастно, часто прибегая к дезинформации, не брезгуя сплетнями. СМИ нередко берут информацию из анонимных источников, и делают это безо всякого уважения к духовному авторитету Церкви и ее покойному предстоятелю. Это прискорбно, потому что журналисты в своих материалах принижают достоинство нашего народа, явленное им на проводах и похоронах Патриарха Павла.Особенно непоследовательно и противоречиво передаются сообщения об участии епископата автономной Охридской Архиепископии в выборном процессе, с практически обязательным подчеркиванием, что Собор якобы «только еще должен принять об этом решение».
Именно с целью донесения истины и устранения недоразумений или же злонамеренных попыток исказить правду Священный Синод Сербской Православной Церкви доносит до общественности свою официальную позицию: архиереи Охридской Архиепископии так же, как и все остальные архиереи Сербской Церкви, участвуют в выборах Патриарха.
Богословским основанием принципиальной соборной позиции является, в кратких чертах, следующее: В Сербской Православной Церкви не существует епископа или группы епископов, которая не принадлежит Собору одной из автокефальных Церквей и не имеет тех же иерархических прав и обязанностей, вне зависимости от существования или отсутствия автономных церковных областей.
Отказ архиереям Охридской Архиепископии в праве участия в выборах означал бы, что мы или не признаем их за своих православных братьев в епископском служении или считаем, что они принадлежат к какой-то другой автокефальной Церкви. Оба предположения в корне неверны.
Всеправославная предсоборная конференция, проведенная в декабре прошлого года в Шамбези, единогласно провозгласила, что все автономные Церкви органически принадлежат соответствующим автокефальным Церквям и являются неотделимой частью канонической территории каждой из них.
Участие автономных Церквей в выборах автокефального первоиерарха является древней и общеправославной практикой. Поскольку противники участия Охридской Архиепископии, как правило, не любят примеров с берегов Босфора или Эгейского моря, мы приведем пример с берегов от Балтики до Тихого Океана – пример Русской Православной Церкви.
Все автономные иерархии в составе Московской Патриархии — от Украины и Белоруссии до Казахстана, вплоть до епископата Японской Православной Церкви – участвуют в выборах русского Патриарха, хотя Московский Синод или Собор их не выбирают. Патриарх Московский и всея Руси подтверждает выбор автономных архиепископов или митрополитов. Более того, автономные первоиерархи автоматически явялются кандидатами на московский патриарший престол (во время последних выборов в Москве митрополит киевский Владимир попросил отклонить свою кандидатуру по состоянию здоровья).
Добавим и то, что для широкой русской православной души никогда не являлось проблемой этническое происхождение кандидата: немецко-эстонское происхождение блаженнопочившего патриарха Алексия II не помешало ему стать одним из самых выдающихся патриархов в современной истории.
Наконец, вопрос здравого разума: если сейчас кто-то оспаривает канонические права известных епископов нашей Церкви, потому что они находятся в Македонии, не придет ли в голову завтра кому-нибудь, кто придерживается той же логики, идея оспорить и права остальных: одних, потому что они из Боснии, других, потому что они из Черногории, третьих, потому что они из Сербии?
Одним словом: право и обязанность выбора Патриарха является правом и обязанностью всех епископов, членов Собора, без исключения и независимо от автономности или неавтономности статуса отдельных епархий.
Епископ Бачский Ириней.
Официальный сайт Сербской Православной Церкви
СПРАВКА:
В прошлом, до января 1767 года, когда Сербская Православная Церковь была подчинена Константинопольскому Патриархату, существовала автокефальная архиепископия для болгар. В настоящее время существует автономная церковь в составе Сербского православной церкви — на территории Республики Македония.
Автономия Охридской Православной Архиепископии в составе Сербской православной Церкви была восстановлена 24 мая 2005 года выходом из состава Македонской православной церкви.
Предстоятель (глава) Охридской Архиепископии — митрополит Йован (25 декабря 2003 года).
Помимо Охридской Православной Архиепископии, в Македонии существует МПЦ — Македонская Православная Церковь – самопровозглашенная неканоническая автокефальная церковь, не признающая Сербскую Православную Церковь (подобное существует в Черногории, «ЧПЦ», во главе с лишенным сана бывшим епископом Мирашем Дедеичем.)
Охридская Архиепископия – часть Сербской Православной Церкви, подвергаемая гонениям со стороны МПЦ, прихожане и священство Охридской Архиепископии, подобно ранним христианам, собираются по домам на тайные богослужения.Несколько лет Архиепископ Охридский и Митрополит Скопский Иоанн, несмотря на протесты всех Поместных православных Церквей, неоднократные обращения Патриарха Всея Руси Алексия II, содержался в тюремном заключении, в тяжелейших условиях. Сейчас он вынужден находиться и служить в Греции. Архиепископ Охридский и Митрополит Скопский Иоанн нередко бывает в России и Сербии.
Видео с сайта Охридской Архиепископии о расколе:
Современите прогони на Православната Црква: Македонскиот раскол from poa-info on Vimeo.
Перевод – Светлана Луганская
Читайте также:
Сербские патриархи – от Средневековья в XX век