В ночь на 4 октября 2012 года в Москве, на Бакунинской улице, были осквернены два храма, стоящие неподалеку друг от друга. Во дворе храма святителя Николая в Покровском был спилен крест, а на стену храма Пресвятой Богородицы в Рубцове нанесена надпись. Наш корреспондент побывал на месте событий и выяснил, что храмам на Бакунинской угрожают не только вандалы.
Впервые упоминание о храме святителя Николая в Покровском встречается в церковных ведомостях в 1613 году. Поначалу храм был деревянный. Вокруг храма располагался погост, на котором хоронили местных жителей. Этот храм имеет богатую историю. С ним связаны имена новомучеников.
В храме хранятся святыни, среди которых ковчежец с частицами Ризы Господней, Животворящего Креста, камня Гроба Господня и частицами мощей святых.
Люди, спилившие крест во дворе храма не только совершили кощунство, но и оскорбили память усопших, ведь этот крест был установлен на братской безымянной могиле.
Вот что рассказал клирик храма святителя Николая Мирликийского в Покровском, протоиерей Павел Кондраков: «Об осквернении храма я узнал 4 октября, когда пришел утром, чтобы служить Литургию. Сейчас спиленный крест изъят, он находится в полиции, где с него снимают отпечатки пальцев. Этот крест очень дорог нашим прихожанам. Ранее он находился на куполе храма, в 1991 году его заменили на нынешний и установили во дворе. Этот крест не является поклонным, он стоит на могиле, в которую собраны останки людей, похороненных на церковном погосте».
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове возведен царем Михаилом Федоровичем Романовым по обету и в благодарность за спасение Москвы от польско-литовских захватчиков в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1618 года. Этот каменный храм стал памятником русской воинской славы, свидетельством окончания смуты и начала возрождения Отечества. Он передан Церкви в 1998 году, но службы в нем начали проводиться только в 2004 году.
По благословению Патриарха богослужение в этом храме проводится старым чином. Несмотря на то, что храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове является памятником культуры, находится он в довольно печальном состоянии и нуждается в реставрации. И вот теперь этот храм был осквернен.
Вот что рассказал клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, Иоанн Миролюбов: «Люди, которые сделали надпись на стене храма не в состоянии даже сформулировать свои мысли. Я не смог понять, что они имели в виду. Попробую воспроизвести по памяти: „Иудопоклонники, вон с Руси!“ Это уровень подростков, или людей уже переросших этот возраст, но оставшихся на подростковом уровне развития.
Наш храм — исторический памятник, он был построен в честь победы над поляками. Но наша история для людей, сделавших надпись на стене — пустой звук, это люди без рода-племени, прошлого у них нет. Тут к нам приходили репортеры из газет с комсомольскими названиями. И я им сказал, что в стране, где храмы годами целенаправленно разрушались, удивляться их осквернению, к сожалению не приходится. Внуки прежних комсомольцев продолжают дело предков. Мы просто пожинаем плоды, которые созрели за 70 лет безбожной власти.
Во дворе нашего храма тоже есть поклонный крест. Так что, возле него круглосуточное дежурство устанавливать? Как-то возле этого креста упало дерево. Оно прошло в сантиметре от креста, не задев его. Господь Свое бережет».
Аптечные страсти
Уже несколько лет по соседству с обоими храмами работает круглосуточная аптека.
Протоиерей Павел Кондраков: «Храм свт. Николая Мирлийского спасает забор, который установлен со стороны сквера. Этот сквер давно облюбовали наркоманы. Наши прихожане неоднократно проводили в сквере субботники, собирали кучи использованных шприцев. Фотографии этих шприцев вместе с коллективным письмом посылали префекту округа, но ответа не получили».
Священник Иоанн Миролюбов: «Храм Пресвятой Богородицы находится от аптеки через дорогу. Использованные шприцы, упаковки и пузырьки от лекарств валяются вокруг храма, часто их закидывают за ограду, да и забор у нас чисто символический, перелезть через него не составляет труда, второй такой хлипкий забор в Москве еще поискать надо. И поэтому у нас в храме есть должность дежурного, который обходит территорию и гоняет наркоманов, которые здесь располагаются, чтобы сделать себе уколы.
Конфликт с наркоманами у меня был только один раз, это были конкретные уголовники, они начали на меня огрызаться, но, как правило, с ними даже разговаривать не приходится, делаешь жест рукой: „Уходите!“ и они уходят. Община наша достаточно молодая, людей мало, поэтому дежурные есть не всегда.
Приходится проводить субботники, собирать эти шприцы, набираются огромные кучи. Такие уборки небезопасны, уколовшись шприцем можно получить заразу. Детям и подросткам мы запрещаем участвовать в уборке мусора. Круглосуточная аптека должна быть головной болью для полиции, это — их проблема. Наша проблема в том, что аптека напротив храма».
Эти кадры были сняты нашим корреспондентом в октябре 2012 года. В кустах возле храма Пресвятой Богородицы наркоманы почти открыто делают внутривенные инъекции.
Сентябрь 2011 года:
Такую картину можно наблюдать около обоих храмов регулярно. Наркоманы колются прямо на улице на глазах прохожих. Прихожанам, идущим в храмы, приходится видеть это постоянно. На коллективные письма власти не реагируют. Возможно, реакцией стоит считать то, что из скверика возле храма святителя Николая убрали все скамейки.
Каждый, кто проведет в этом районе час, увидит, как люди в черном (как выяснилось, именно этот цвет предпочитают наркоманы), деловито снуют возле аптеки и прячутся в кустах, чтобы сделать укол. Увидит разбросанные всюду упаковки от таблеток и окровавленные шприцы. В этом районе не стоит разгуливать летом в сандалиях на босу ногу, да и появляться там после наступления темноты небезопасно.
Возможно, православным активистам, которые чувствуют в себе силушку богатырскую, стоило бы обдумать идею пикета у подобных аптек. Ну, или хотя бы помочь прихожанам храмов на Бакунинской в уборке мусора. Но гонять наркоманов от круглосуточной аптеки — это совсем не то, что снимать с прохожих неправильные майки.
Читайте также:
Протоиерей Владислав Цыпин: Осквернение храма и кощунство — в чем разница?
Петр, Павел и Михаил из Маэксы