Алексей КОРОВИН, президент, председатель правления ОТП Банка:
«Мы помогаем школам, где учатся ребята из многодетных малообеспеченных семей»
— У нас около 30 благотворительных программ. В их числе поддержка нескольких негосударственных школ. Это «София» (город Клин), «Рождествено» (село Рождествено, Истринский район Подмосковья), Свято-Преполовенская школа и Свято-Георгиевская школа (обе в Ростове-на-Дону), гимназия № 12 (Омск). Образовательные инициативы — часть масштабного проекта «Большая семья». Он направлен на помощь детям из многодетных малообеспеченных семей. Он стартовал два года назад. Сначала средства предоставлялись на первоочередные нужды: бытовую технику, одежду. Потом мы стали устраивать походы в театр, в цирк. Образовательные инициативы стали новым этапом. Многодетные малообеспеченные семьи у нас все еще остаются «не в фокусе» общественного внимания. Если то, что необходимо помогать ребятам из детских домов, для всех очевидно, то о таких семьях существует предубеждение, что они как бы сами виноваты в своих проблемах. Но ребята из многодетных семей также нуждаются в том, чтобы получать хорошее образование, иметь возможность развиваться духовно и культурно, как и другие, кто оказался в сложной ситуации. Мы понимаем, что закупка оборудования, обустройство классов и площадок, гранты учителям — важные вещи. Но наша задача в первую очередь в том, чтобы помощь получили талантливые ученики. Банк выплачивает им стипендию. Кроме того, мы собираем для учеников подарки: книги, игрушки. Например, такая акция прошла в гимназии «София» к 1 сентября. У детей меньше возможностей, как ни странно, для получения помощи. Как бы ни было трудно, школа может что-то получить от государства, учитель может подработать, а ребенок, растущий в многодетной семье, ограничен возможностями его родителей. В этом суть нашей стратегии, если сформулировать ее коротко. Наверное, в помощи вузам и студентам проще увидеть перспективу: из отличившихся студентов можно вырастить целую команду профессиональных кадров и нанять на работу. Оказывать помощь школе, тем более той, в которой учатся дети из малообеспеченных семей, занятие не столь «благодарное». Но разве от этого оно менее важно?
Наталья САМОЙЛЕНКО, заместитель генерального директора благотворительного фонда В. Потанина:
«Мы поддерживаем сильных студентов — тех, кто хочет двигаться дальше»
— В 1998 году, когда произошел дефолт, Владимиру Потанину пришлось переосмыслить свою благотворительную политику. Нужно было выбрать какое-то одно, главное направление. Причем хотелось сделать это максимально эффективно. Поэтому решили помогать сильным и активным, чтобы они, встав на ноги, уже тянули за собой других и начинали менять ситуацию вокруг себя. Федеральная стипендиальная программа как раз и реализует эту стратегию. Критерии отбора студентов в эту программу довольно жесткие. Начальное условие — нужно год учиться на одни пятерки. Затем претенденты проходят конкурсный отбор, и в результате мы отбираем тех, кто работоспособен и обладает знаниями, плюс готов двигаться дальше, готов проявлять активность и инициативность. Программа нацелена на развитие этих качеств. И студенты стремятся в нее попасть не столько из-за стипендии (она не слишком велика — ежемесячно 3,5 тысячи рублей в течение года), а именно из-за перспектив, которые им открываются в программе: они общаются с такими же талантливыми и активными, как они, узнают технологии, как двигаться дальше в своем развитии. Студентов мы берем из лучших вузов страны. Каждый год в программе участвуют 60 вузов, их список постоянно обновляется (у нас есть свой рейтинг). Рейтинг позволяет сравнить вузы по уровню лучших студентов и преподавателей. Мы оцениваем «жирность сливок». Кстати, МГУ или МГИМО в рейтинге могут уступить первенство региональным вузам. Столичные студенты обычно лидируют на уровне тестирования, когда мы проверяем логику и кругозор. Но там, где речь идет об инициативности, готовности развиваться, выигрывают уже вузы провинциальные. Просто у тех, кто поступил в МГИМО или МГУ, часто есть такое ощущение, что половина жизненного успеха уже в кармане. Но в современной парадигме образования важную роль стали играть не только знания (они быстро устаревают), а умение и стремление их добыть, умение решать задачи, умение пройти дальше в своем профессиональном развитии. Мы не вмешиваемся в учебные программы вузов. Мы развиваем в студентах эту вторую, не менее важную для образованного человека составляющую. Конкурс студенческих волонтерских проектов — это кульминация стипендиальной программы. Ребята представляют их на Летних и Зимних школах Благотворительного фонда В. Потанина, куда съезжаются со всей страны. Проект — это подробно разработанное предложение по улучшению окружающей жизни. Фантазию ребят мы ограничиваем только рамками направлений, а темы они выбирают сами. Это может быть все что угодно: организация студенческого театра, помощь бездомным животным, распространение математических знаний в провинциальных школах, развитие донорства в студенческой среде… Дневники проектов можно увидеть на сайте www.stipendia.ru. Победители получают грант на реализацию от фонда, но могут реализовать проект и без нашей помощи. Второе направление нашей работы — поддержка преподавателей. Новая программа фонда называется «Преподаватель он-лайн». Говорить о ней можно долго, но суть в том, что мы путем конкурсов отбираем лучших преподавателей в вузах и выделяем им гранты на создание их персональных учебных сайтов. Это попытка решить еще одну глобальную проблему нашего высшего образования: студенты и преподаватели живут в разном информационном пространстве. С помощью интернет-технологий мы пытаемся приблизить их друг к другу. Опять же: мы не влияем на содержание образования, мы пытаемся изменить сами образовательные технологии. На наш взгляд, это намного важнее.