Кто вы, господин Галлен?
Папа Пий XII (Эудженио Пачелли) — одна из величественных фигур в европейской церковной и политической истории XX века. Он родился 2 марта 1876 года в Риме в семье известного адвоката. Его церковное служение началось еще при Льве XIII. Эудженио Пачелли был нунцием в Германии, прослужив там 12 лет. Кардиналом и статс-секретарем стал при Пии XI. Избрание кардинала Пачелли на папский престол с именем Пия XII состоялось в марте 1939 года. “Великий молчун”, “атлантический папа”, “святой упрямец”, — вот только некоторые из оценок его современниками. До последнего дня своей жизни (9 октября 1958 года) он оставался одной из ключевых фигур европейской политики, придерживаясь откровенно враждебного и нетерпимого курса по отношению к СССР и странам соцлагеря.
Эта нетерпимость была стержнем его политики в последние годы Второй мировой войны и в послевоенные десятилетия. Начало 1950-х изменений не принесло. Так, в своем апостолическом послании к народам России (1952 год) он призвал их не только вернуться в лоно католичества, но и скорее отречься от коммунистических идей.
О жестком противостоянии Москвы и Ватикана в послевоенные годы известно много. Период от кончины Сталина до ухода из жизни Пия XII был менее драматичен. Именно в эти годы начинаются активные поиски контактов. Обоюдный зондаж начался еще с 1955 года. Тогда Москву посетил иезуит из Люксембурга о. Рединг. Встретившись с Анастасом Микояном, он сообщил тому, что изучает возможность будущей договоренности между Ватиканом и СССР. Оживление в этом направлении началось с первых месяцев 1957 года, когда послом СССР в Италии стал Семен Козырев, которому было поручено “продолжить неофициальные контакты для изучения намерений Ватикана в отношении СССР и его союзников”1.
Какие же неофициальные контакты должен был курировать советский посол? И, главное, с кем?
Одним из таких контактеров был обычный директор обычной туристической компании “Чит” господин Галлен. Но при чем здесь итальянский туризм, да еще в 1957 году?
А дело было так…
Как известно, Пий XII запустил в политический обиход пропагандистский термин “церковь молчания”, долгие годы применяемый на Западе к Церквам в социалистических странах. И этому нужно было дать достойный отпор. Но Н. С. Хрущев не был сильно искушен в хитросплетениях политики понтифика. Не обладая ни политической прозорливостью Сталина, ни его умением выстраивать политические комбинации в сложных отношениях Советского Союза с Ватиканом, Хрущев тоже искал возможности политического влияния на него. И нашел очень интересные формы — “политический туризм” советских католиков. Первыми туристами стали специфическим образом подобранные люди, которые должны были решить поставленную перед ними задачу: “расширение контактов с католическими кругами Италии и оказание влияния через них на Ватикан”2.
Перед отъездом из СССР группа долго учила ответ на возможный вопрос всех любопытствующих итальянцев о цели визита: “…они приехали в Италию на свои средства как обычные туристы — частные граждане СССР, и никаких других целей не преследуют”3. Вот вам и “железный занавес”… Всем “туристам” при случае следовало упомянуть и о своем желании встретиться с католической общественностью, а быть может и самим папой, если представится случай.
Стратеги из Москвы выбрали для “советских католиков” красивый маршрут: Рим, Флоренция, Болонья. Но красоты — красотами, а предписание строго гласило: «посетить костелы и другие “святые места”, присутствовать на богослужениях и показать себя истинно верующими католиками»4. На группу была возложена и более серьезная задача по установлению контактов с левыми христианскими демократами, среди которых назывались Ла Пира, Досетти и другие не менее известные в Москве имена. “Советские католики” должны были поведать им “о миролюбивой внешней политике Советского правительства, о его стремлении к мирному сосуществованию государств с различным общественным строем, о его борьбе за запрещение атомного и водородного оружия”5. На этих встречах из уст советских “туристов” должны были прозвучать заявления о том, “что католики, проживающие в СССР, равно как и весь советский народ, активно поддерживают миролюбивые предложения Советского правительства”6. Советское руководство разрешило группе даже “положительно отозваться о тех посланиях Пия XII, в которых он осуждал войну и применение оружия массового уничтожения”7. Но не эти пропагандистские заявления должны были стать ключевыми в беседах с итальянской общественностью. Задача перед “туристами” стояла сложная и невыполнимая: “рассеять неправильные представления о положении церкви и религии в СССР, и, в частности, о положении римско-католической церкви и жизни католиков в Советском Союзе”8. Группа “советских католиков” должна была дать достойный отпор антисоветской пропаганде, которая “задевает патриотические чувства католиков СССР и отнюдь не способствует ослаблению международной напряженности”9.
Самым сложным в дискуссиях с итальянцами мог стать вопрос о нормализации отношений между Ватиканом и Москвой. В этом случае инструкция обязывала “туристов” поступать так: “Если перед членами группы будет поставлен вопрос о возможности нормализации отношений между Ватиканом и Советским Союзом, то они могут заявить, что этот вопрос относится к компетенции Советского правительства и Ватикана, но они, как частные граждане (подч. нами — О. В.), считают, что это возможно при определенных условиях”10. Естественно, что “определенные условия” в компетенцию группы не входили.
Но самой неожиданной и фантастической была концовка московской инструкции, которая давала рекомендации о том, как попасть на аудиенцию к Пию XII: «Может оказаться, что наиболее целесообразным следует организовать встречу с папой Пием XII через директора итальянской туристической компании “Чит” — Галлена. В этом случае необходимо заявить ему о своем намерении посетить папу Пия XII сразу же по приезде в Италию и попросить его содействия в этом деле»11. Содействовать группе обязан был посол СССР в Италии С. Козырев. Так кто же Вы, господин Галлен? Агент какого влияния? И не Ваша ли компания продолжала трудиться на “ниве контактов” в конце 1960-х — начале 1970-х годов? Успехи были столь велики, что 6 августа 1970 года председатель Комитета госбезопасности при Совете министров СССР Ю. В. Андропов докладывал в ЦК КПСС об успехах по противодействию Ватикану в течение 1969 года и первой половине 1970-го. Среди самых важных были названы: “В ходе выполнения данных мероприятий агентуре органов госбезопасности удалось заиметь личные подходы к папе Павлу VI и его ближайшему окружению”12.
Тысячу раз был прав Козьма Прутков, сказав однажды: “Многие вещи нам не понятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий”13.
1Красиков А. А. Второй Ватиканский собор в контексте отношений между СССР и Святым Престолом // Второй Ватиканский Собор: взгляд из России. М., 1997. С. 31.
2РГАНИ (Российский государственный архив новейшей истории). Ф. 5. Оп. 33. Д. 162.
3Там же.
4Там же.
5Там же.
6Там же.
7Там же.
8Там же.
9Там же.
10Там же.
11Там же.
12РГАНИ. Ф. 5. Оп. 62. Д. 37. Л. 134.
13Козьма Прутков. Плоды раздумий. Мысли и афоризмы. М., 1990. С. 66.