Путешествие по одной из старейших улиц Москвы. В Средние века Никольская была со всех сторон застроена монастырями и церквями, сейчас почти не осталось былой красоты, однако неутомимые любители старины пока еще могут прикоснуться к древним камням.
Кремль расстрелян
Улица святого Николая, Святая дорога, ведущая из Никольских ворот Кремля в сторону Троице-Сергиевой лавры. Как известно, в Средние века Николай был самым почитаемым в народе святым, спасителем бедствующих, известна даже поговорка: «Бог высоко, Никола близко». Никольскую часто называют улицей Просвещения, но изначально это улица храмов и монастырей. Соседняя Варварка тоже была сплошь обстроена церквями, но большинство из них — домовые храмы при богатых боярских усадьбах. Никольская же именно сакральная улица, в Средние века имевшая по два-три монастыря на каждой своей стороне.
Мы начинаем путь от Никольских ворот, но они наглухо заперты, киот над воротами пуст. Древний образ Николы Можайского был уничтожен еще в 1917 году. Собственно говоря, с этого символического поступка и началось становление советской власти в Москве. 2 ноября Кремль был расстрелян из пушек, притом что стратегически это не имело смысла, исход борьбы был очевиден. Более того, огонь по Кремлю велся и тогда, когда юнкера уже отступили. Это вам не холостой залп «Авроры», это настоящий манифест новой власти…
С тех пор Никольская стала какой-то странной, бестолковой и потерянной. Отойди сотню-другую метров от Красной площади — пыль и недоумение, а вечерами и вовсе сонное царство. В XXI веке ситуация не изменилась — разгромлены внутренние пространства нескольких старинных Китайгородских кварталов, на их месте печальные пустыри, больше ничего.
Единственным принципиальным изменением к лучшему стало возрождение храмов Никольской улицы, начавшееся в 1990 году с воссоздания Казанского собора на Красной площади. Собственно, это было вообще первое воссоздание святыни, погубленной большевиками. То есть собор стал не только памятником победе над польскими интервентами, но и монументом, обозначающим конец безбожного режима. Его центральная часть, исследованная в 1920-е, является точной копией древнего храма, колокольня воссоздана по акварелям XVIII века, приделы и галерея — по аналогам.
Древнейшая обитель посада
Далее, за Торгом, по Никольской шли сплошные монастыри. Сейчас мы их не увидим с улицы: вдоль красной линии глухой стеной тянутся высокие доходные здания, возникшие во второй половине XIX века. Однако прежде на их месте стояли лишь одно-двухэтажные лавки, то есть монастырские ансамбли были открыты к улице, составляли единую торжественную картину. Первый из них — Заиконоспасский, чтобы найти его, надо свернуть в неприметную подворотню дома № 7. Монастырь известен с начала XVII века, но основан был, видимо, гораздо раньше. Тогда он был отделен от улицы Иконным рядом, откуда и название. Иконы «выменивали», поскольку торговать ими было запрещено. Монастырь знаменит великолепным собором петровского времени (1709) и тем, что на его территории с 1689 года располагалась Славяно-греко-латинская академия. С тех пор сохранились Братский и Учительский корпуса, стоящие вдоль северной границы двора. Роскошное здание самой Академии (Коллегиум), выстроенное в 1685 году, разобрано после пожара 1812 года. На его месте архитектор Бове поставил новый корпус, ныне являющий собой довольно дикое зрелище: стяжки, подпорки, ужасные трещины. Это следствия незаконного подземного строительства: компания «Старгард», содержащая ресторан в бывшем келейном корпусе, пыталась втихую расширить свои полезные площади…Будущее назначение монастырского комплекса по-прежнему является предметом спора между Церковью, РГГУ и рестораторами.
К хорошим новостям можно отнести долгожданное начало восстановления монастырской колокольни, выстроенной в конце XIX века, но копирующей силуэт пятишатровой колокольни церкви Успения на Покровке.
Далее по улице следует здание, увенчанное обрубком еще одной звонницы. Это единственное напоминание о Николо-Греческом монастыре, занимавшем территорию владения 11-13 до 1935 года (сейчас это место примечательно лишь реликтовой «Бутербродной», существующей здесь с 1970-х). Монастырь стоял на посаде Москвы уже в 1390 году, но и тогда назывался «Старым». В 1669-м он был пожалован царем Алексеем Михайловичем Афонскому Иверскому монастырю в вечное владение в благодарность за присланный список Иверской иконы Богоматери. С этого момента и до революции монастырь принадлежал греческому духовенству. Собор, выстроенный в 1736 году на средства князей Кантемиров, стоял во дворе, с 1930-х на его месте пустырь. Однако существует план возрождения монастыря, уже готов эскизный проект воссоздания собора.
Окруженный торговыми павильонами пустырь на углу противолежащего переулка — бывшая земля следующего, Богоявленского монастыря. Древнейшая обитель посада, основанная в 1296 году князем Даниилом Александровичем. По счастью, существует и ныне, но на урезанной территории, далее по переулку. Его собор, впервые выстроенный в камне при Иване Калите (1342) и перестроенный в конце XVII века, скрыт от Никольской советским административным зданием. Оно поставлено по бывшей границе двух монастырских дворов: общедоступный передний выходил на Никольскую, а на задний допускались только мужчины. Входы во дворы оформляли две надвратные церкви. Дальняя — церковь Спаса Нерукотворного (1739), увенчанная колокольней, снесена в 1920-х. Стоявшая на красной линии Никольской церковь Рождества Иоанна Предтечи (XVII век) была снесена самим монастырем в 1905 году, несмотря на протесты Археологического общества. Окончательно расчистил пустырь на углу переулка немецкий самолет, рухнувший сюда в 1941-м.
Огромный Богоявленский собор, одна из крупнейших построек «нарышкинского» стиля, в советские годы был обезглавлен и передан под общежитие, потом в нем располагался цех металлообработки. В 1980-е начата реставрация, в процессе которой под полом было обнаружено хорошо сохранившееся основание храма XIV века. Сейчас собор окончательно восстановлен, и даже, более того, с востока к нему пристроены два небольших придела, стилизованные под раннепетровскую архитектуру.
В подворотне скрытого строительными лесами дома № 8 нас ждет еще один краеведческий сюрприз. Совершенно неожиданно взгляду открывается полностью скрытая от внешнего мира церковь Успения на Чижевском подворье. Изначально и здесь был небольшой монастырь, носивший имя Мироносицкого. Существующая церковь была выстроена в 1691 году, уже как домовый храм в усадьбе Салтыковых (в примыкающем к церкви доме уцелели неисследованные части их палат). Потом церковь несколько раз меняла статус, была придельной, домовой, приходской и приписной. Отличительной деталью небольшого восьмерикового храма является алтарь прямоугольной формы и частично сохранившаяся кровля из белокаменных плит.
В 1842 году владение перешло к купцам Чижовым, которые возвели вокруг церкви так называемое Чижовское подворье — магазины, амбары, гостиницы. Недавно все его внутренние корпуса снесены для строительства очередного торгово-развлекательного заведения площадью в 35 тысяч квадратных метров.
На Лубянку
Самый торжественный храмовый комплекс Никольской замыкал улицу у Владимирских ворот Китайгородской стены, некогда охранявших выход к Лубянке. Изнутри к шатровой башне крепости в 1694 году была пристроена церковь Владимирской иконы Божией Матери, а слева от ворот в 1880-е годы появилась часовня святого Пантелеймона. Крупнейшая в России, ростом с хорошую церковь, а то и собор какого-нибудь провинциального города. Весь этот ансамбль, один из прекраснейших в русской архитектуре, был уничтожен в середине 1930-х. Глядя на старые фотографии, можно подумать, что часовня стояла на месте ТЦ «Наутилус», но на самом деле Лубянская площадь в ту пору была значительно меньше. И башня, и храмы находились на территории нынешней проезжей части, поэтому здесь нет даже надежды на воссоздание. Что, в общем, и верно: не всякую историческую ошибку можно исправить. И безрадостный облик нынешний Лубянской площади — красноречивейшее послание россиян ХХ века своим потомкам.