Владимир Захаров: «Кукла совершенна, а я – нет». Томск потерял доброго сказочника
В Томске ночью 2 февраля во время пожара в своей деревянной мастерской погиб основатель кукольного театра «2+Ку» («Двое и куклы»), актер и режиссер Владимир Захаров. По словам очевидцев, он пытался потушить пожар и не смог выбраться из здания. Предварительная причина пожара – неисправность проводки.

Почти тридцать лет инженер-конструктор Владимир Захаров в деревянном доме-сундуке показывал детям и взрослым спектакли-притчи о главном в жизни. Владимира Захарова и его театр называли визиткой Томска, а самого кукольника — “томский Папа Карло”, “волшебник”, “добрый дедушка из сказки”, “маэстро”.  

В середине 1960-х четвероклассник Вова Захаров вместе с сестрой затеял в школе узбекистанского города Алмалык перчаточный театр кукол.

— Наша первая учительница рассказала нам, что такое стихи, как устроена рифма, какие бывают народные сказки и песни. Нам всё страшно понравилось, и мы принялись разыгрывать миниатюры с куклами, — вспоминал Владимир Захаров в интервью изданию “Сиб.фм”. — Но меня совсем не тянуло на сцену. Я был тихий скромный мальчик, который при виде гостей тут же бежал через весь дом прятаться под кровать и всё время что-то читал.

Районная библиотека открыла им “сказочный мир”. А параллельно Захаров ходил в кружок технического творчества. После школы он поступает в Томский политехнический институт, где осваивает специальность «кибернетика электрических систем», и с 1980 года работает инженером-конструктором в НИИ технологии машиностроения — конструировал и внедрял роботов, автоматизировал технологический процесс на кирпичном заводе, чинил системы управления.

Но его жизнь не могла идти без творчества: в 1985 году Захаров становится президентом городского клуба самодеятельной песни, где руководит и кукольной студией. В это же время он знакомится с главным режиссером областного театра кукол Романом Виндерманом, и тот приглашает Владимира поработать над спектаклем «Было или не было» по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Конструктору предложили сделать буфет, в котором поместились бы все члены МАССОЛИТа, а также «оживить» собаку Банго и Фриду сложной механикой и автоматикой.

Почти год Захаров совмещал работы, в итоге окончательно “разочаровался в том, как всё было устроено в институте. …При советской культуре производства это был тупик технического прогресса, — говорил он. — Проблемы крылись в сознании людей и системе в целом, так что у меня не оставалось других вариантов, кроме как уйти”.

 

Главный вопрос — как сделать куклу живой

Следующие четыре года Владимир проработал в театре «Скоморох» и, по его словам, занимался более сложными и оригинальными задачами, чем могла предложить предыдущая служба. А параллельно наблюдал за работой режиссёра, актёров, художников и портных, разбирался с принципами сценического поведения куклы и взаимодействия с ней на глазах у зрителей.

Как он признавался позже, главный его вопрос — ”Как сделать куклу живой?” Свои размышления и поиски ответа на вопрос Владимир Захаров отразил в спектакле «История одной куклы».

С гастролей театра в Израиле и Германии он вез механизмы, аккумуляторы и паяльник, чтобы делать куклы. На рубеже 1990-х Захаров создаёт “куклу на запястье”, которая умеет шевелить глазами, ртом, “ногами” (это указательный и средний палец на руке актера). Но в «Скоморохе» разработка Захарова не встретила одобрения и он решил создать свой авторский театр.

Помещение арендовал в здании того же “Скомороха”, параллельно изготовлял подсвечники, ручки из дерева для продажи. А потом вместе с женой Ольгой отправился на гастроли по России и Европе.

А дальше историю театра «2+Ку» описывают так: “Второй этап — домашние постановки в одном из жилых помещений на окраине Томска с 1997 по 2004 годы”. Захаров признавался, что стоимость билета приходилось оценивать по стоимости пива — “две бутылки — это билет”. И третий этап — последние 15 лет —  спектакли в большом деревянном срубе, собственном доме-театре в Южном переулке, 29, со сценой и зрительным залом. В пристрое размещалась мастерская, в которой и случился пожар.  

Фото: sib.fm

Все в шоколаде — сам написал, сам поставил и сыграл

Владимира Захарова называли “человеком-театром”, ведь в “2+ку” он был и режиссером, и конструктором кукол, и портным, и художником, и актером, хотя, конечно, окружали и ученики с помощниками. На своей странице «ВКонтакте» Захаров шутил: “Вдруг осознал всю трагедию режиссеров и художников. Они всё что-то ставят, придумывают. А чтобы художник понял режиссёра, режиссёр понял художника, актёры смогли всё это — это ж такая редкость. А им с этим жить… А у меня всё в шоколаде — сам написал, сам всё придумал и поставил, и сам же всё сыграл!!! И дальше спектакль только начинает жить! Развиваться, расти, обостряться…”

В какой-то момент Владимир Захаров понял: чтобы кукла стала живой, надо оживить все пространство. Так говорящие деревянные куклы оказались развешанными в разных углах театра. Вместо билетера на входе — кукла-старушка в очках, которая и собирает в мешок деньги на спектакль. Захаров вспоминал, как посетители были ошарашены и не понимали, куда попали.

— А где билет купить?

— Ну, у бабушки.

— Мы не видели.

— Ну, маленькая такая.    

А другая деревянная кукла-старичок говорила проходящим посетительницам: “Удивительной красоты женщины иногда проходят. Иногда жалеешь о своем происхождении”.

В театре Захарова все было из дерева. Он признавался в передаче “Уроки доброты”: “Лес для меня всегда был сказкой, которая манила постоянно”. Когда-то он занимался спортивным ориентированием и водил людей в лес. “И вдруг среди темноты избушка, костер”. Доставал гитару, и звук первых струн для людей, по его словам, воспринимался как сказка. “И этот поход в избу для кого-то был настолько важен в жизни. Прошло тридцать лет, а они несут в себе этот огонек того костра, который тогда загорался”.

Для своего театра-сундука из леса он принес 50 деревьев — лиственницы, ели, пихты, сосны, рябины, при этом, отмечал, не срубил ни одну. “В лесу все живое, даже дерево, которое упало и пролежало 70 лет, хранит живость. <…> Хранит для людей ощущение доступности и теплоты мира для него”. “И если кто-то приходит в эту среду и хочет в ней побыть, пожить — относитесь к этому так же бережно. <…> Постарайтесь принять и не навредить, понять и почувствовать главное”, — писал он в ВК.  

И в театре “2 + КУ” все можно было трогать руками.

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

“Кукла совершенна — а я нет”

“Каждая кукла раскручивает человека, дает ему возможность понять, что здесь совсем другой мир, раскрывает его эмоциональную чувствительность”.  

Владимир Захаров объяснял, что в придуманной им системе живых кукол — четыре фундаментальных вещи. “Первое — кинематика, то, что позволяет делать куклу живой. Три основных мотора, которые я использую, дают эту живость. Второе – алгоритм — программа для управления куклой. Третье – материал — натуральное дерево, кедр, покрытый только воском. И четвертое — конечно, текст. То, что кукла говорит. Она оживает и заставляет людей задуматься, все ли у нас здесь правильно”.

— Театр кукол, — говорил Владимир Захаров журналистам издания vtomske.ru, — в нем свой язык, который ни с чем не спутаешь и который помогает раскрыть самые невероятные возможности в твоей голове. И сейчас, в возрасте 62 лет, я это понимаю отчетливо. Все остальное — кибернетика, робототехника, бардовские песни, резьба по дереву, поэзия — было прелюдией к тому, что получилось сейчас — театру кукол. <…> И именно это оказалось так важно и ценно — что я могу себе позволить разговаривать с куклой. И кукла — это не просто полноценный партнер: она совершенна, а я нет, и мне приходится прикладывать много усилий, чтобы дотянуться до ее совершенства. В этом и парадокс: в магии, когда от меня отрывается совершенно живое существо, до которого мне еще тянуться и тянуться.

Все куклы говорили голосами Владимира Захарова. За почти 30 лет существования театра он озвучил около трехсот образов — от петухов до женщин, чем всегда удивлял зрителей на гастролях и мастер-классах — кукольника Захарова знали в Японии, Италии, Польше, Германии, Франции, Испании.   

На вопрос, что для него театр, он отвечал — “образ жизни”. “Уснул, проснулся — всегда в театре, — делился в эфире “Живое ТВ”. — Я бросил все…  <…> потому что главное для меня — моя свобода созидания…” В интервью Захаров избегал разговора о разводе с женой. И лишь на вопрос: “Вы одинокий человек?” отвечал “Конечно”.

На его странице в соцсети осталась такая запись: “Самые трогательные и правдивые слова, которые говорила мне моя кукла: «…И потом, видите ли, настоящему художнику порой бывает очень трудно. Очень трудно. Мир жесток… должен быть хоть кто-то рядом, родная душа, так сказать. Вот я и душу… по мере сил… Ах, всё это в прошлом… Старалась поддержать. Знаете, в минуты отчаянья никто понять не может, все заняты собой, это нормально. И только родная деревяшка с тонким слоем воска, в сочетании с элементами проволоки и лесок и в состоянии понять и почувствовать ту потаённую боль, которую не с кем разделить. Хотя бы в тексте… Вы согласны?»…старая пластинка…”

Осиротели без Мастера

Молодой актер Никита Бакленев больше года жил и работал в театре Захарова. Он приехал в Томск из Хабаровска специально в театр «2+ку», чтобы поучиться у мастера.  

«Я прожил с Владимиром бок о бок чуть больше года. Не могу сказать, что я хорошо его узнал. Наверное, самое уместное выражение тут – «пропитался им», – рассказал он корреспонденту “РИА Томск”. – Мы вместе работали, строили, он брал нас, своих учеников, на свои лесные прогулки по понедельникам, делился всем, что знал и, самое главное, что любил».

И хотя Захаров просил называть себя по имени, Бакленев не смог, только “мастер”. “У него было много учеников, и я очень надеюсь, что все мы по крупицам будем нести дело Мастера. Главные уроки, которые он дал, не в том, как собрать куклу или как с ней работать. А в том, что нужно любить своего зрителя, а иначе как?»

Сейчас на странице Владимира Захарова «ВКонтакте» — десятки скорбных сообщений — благодарностей, признаний в любви к театру и сожалений, что не успели попасть.

“Невозможно больно — второй день смотрим, пересматриваем с детьми его спектакли и передачи с ним, и рыдаем, — неимоверно жалко Володю и его осиротевших героев… Уход Мастера — это и их умирание… Можно ли заменить этот колорит? Симбиоз?.. Ауру? Ведь в Володиных спектаклях света и ума больше, чем у самых тонких политологов и философов. Мы учились у него видеть друг друга, бережному общению и умению сочувствовать и любить… Под его голосом, руками, душой — оживало ранее казавшееся неживым. Он учил думать. И помогал справиться с хандрой, которая заедает в нынешней обстановке. Это был семейный, обобщающий все возрасты и умы, театр. Это был праздник ЛЮБВИ”.   

Фото: sib.fm

“Мы — осиротели… Томск потерял Доброго Сказочника… Он будет жить в наших сердцах… Пусть в нашем городе будет прекрасная улица с именем Волшебника Владимира Захарова…“

“Мы познакомились, когда я была еще ребенком. Каждая поездка в Томск в гости к волшебнику — глоток вдохновения! Живые куклы, спектакли, слёзы в глазах, невероятная возможность увидеть творческий процесс изнутри, песни под гитару, кофе, камин и добрые шутки! Не успели, не успели мы познакомить своих детей со сказкой наяву…”

“Этот человек и это место всегда были для меня особенными, волшебными. Его театр — место силы, где всё пропитано им самим, где он щедро и искренне делился с каждым своей добротой, своим уникальным жизненным опытом, воплощённым в его удивительных трогательных постановках.

Мне посчастливилось однажды после спектакля «Ручейкины рассказки» пить с ним чай на втором этаже и слушать его, смотреть в его глаза. Он говорил только о театре, только о своих детях-куклах. Всё это время и каждый раз, когда я оказывалась в этом необыкновенном месте, меня не покидало ощущение того, что я соприкасаюсь с чем-то большим и светлым, питаюсь этим, наполняюсь.

Я безумно рада тому, что успела. Успела знать его лично, говорить с ним, познакомить с его творчеством свою дочь, ощутить эту волшебную атмосферу внутри его дома, где в каждой кукле, в каждом предмете, в каждом движении и звуке был он сам, Великий Мастер, Великий Человек!

Невыносимо горько, больно и тяжело осознавать то, что случилось. Это невосполнимая утрата для каждого, кто был его гостем и преданным зрителем. Из жизни ушёл близкий и родной человек”.

“Недоглядели! Не уберегли. Что же мы так… Пусть земля ему будет пухом. До сих пор не верится”.

“Новосибирск скорбит. Томск никогда не станет прежним. Те, кто не был хотя бы на одном спектакле — не поймут и не поверят, что это был целый мир в одном человеке, а театр — другая планета со своей особой атмосферой волшебства…”  

*****

«Понимаете, я пытаюсь найти в своих сказках то, что мне самому интересно, — рассказывал Владимир Захаров. <…> Если бы я творил этот мир, я бы сделал его таким, как в спектакле».

Осталась и другая его фраза: “Играть можно научиться хорошо. Но этого мало. Еще же есть человек, который этим всем разговаривает… А если у тебя нет за душой ничего, тебе не о чем рассказать”.  

У одного из главных актеров театра “2+КУ”, Ежика в тумане, тоже есть страница «ВКонтакте» — “Ежик Владимирович”. В день его рождения 15 августа 2018 года Владимир в очередной раз написал поздравление: “Поздравляю, мой дорогой! ты самый мягкий и добрый из всех ёжиков, каких я знал! спасибо тебе за всё, что ты для меня делаешь!” Теперь в комментариях этого Ежика называют осиротевшим.

Подготовила Надежда Прохорова по материалам “Сиб.фм”, vtomske.ru, РИА Томск, фильма “Уроки доброты” (ГТРК “Томск”), “Живое ТВ”.  

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.