Куличи против Пасхи
Румяные куличи и яркие крашеные яйца, кулинарное раздолье, воспоминания об уютной старине — все это имеет мало отношения к Пасхе, празднику тревожному, требовательному и даже страшному. Пасха не вмещается ни в какую традицию, ни в какой бытовой уклад. У нее совсем иные масштабы.
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/kulichi_001.jpg)
Перед тем как евреи вышли из Египта, страну постигла десятая, самая страшная казнь. Господь убил всех первенцев египетских. В каждой семье погиб старший из сыновей, даже у животных умерли все перворожденные. Бедствие не коснулось только домов евреев. По повелению Моисея они мазали косяки дверей кровью жертвенного ягненка, и все, кто был в доме, оставались невредимы. Это и была первая Пасха, когда смерть, бушевавшая по всей стране, прошла мимо избранного народа. Само слово «пасха» и происходит от слов «проходить мимо». Теперь египтяне были уже согласны на все и отпустили евреев в землю обетованную, даже не дожидаясь возврата драгоценностей и золота, предусмотрительно взятых в долг еврейскими женщинами. Масштаб «гуманитарной катастрофы» далеко превосходил даже избиение Вифлеемских младенцев после рождения Христа: тогда кто-то спасся бегством, кого-то воины Ирода могли не найти, в Египте же не уцелел никто, кроме избранных.
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/ishod.gif)
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/kazni.jpg)
После такого жесткого и решительного разрыва с прошлым, со спокойной, оседлой жизнью, надо было уходить. В пустыню. Долгожданную свободу израильский народ обрел, не имея ни основательных запасов, ни путей к отступлению. Теперь евреев никто не угнетал, но не было и казенного пайка, при воспоминании о котором многие были готовы немедленно повернуть обратно. Беглецы оказались без какой-либо человеческой поддержки, только с Богом. С надеждой на великие обетования и на особый путь избранных, но без уверенности даже в завтрашнем дне. Но только так было возможно подлинное освобождение и подлинное начало новой жизни: через смерть, через веру, через подвиг сверх сил.
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/dore_isxod.jpg)
Память о том, как «Господь прошел мимо», жила у иудеев столетиями, это был их величайший праздник и центральное событие священной истории. Но пришло время, и оказалось, что то была только тень, только символ истинной пасхальной радости и истинной пасхальной боли, символ, без которого, впрочем, и само принятие Нового Завета было бы непосильным даже избранному народу.
Иисус Христос, Бог Слово вкушал со своими учениками пасхального агнца, которого каждый год евреи приносили в жертву, как тогда в Египте. И вот, древние прообразы наполняются новой жизнью. Сам Он пострадал на кресте, сделался Агнцем, которым спасаются принимающие Его Жертву. Некогда евреи, отметившие кровью ягненка вход в свои дома и съевшие мясо жертвенного животного, остались в живых. Теперь же принимающие Христа, причащающиеся животворящей Жертве, не боятся смерти, потому что она не имеет над ними власти. Христос принял смерть за нас, искупил нас, пожертвовав Себя, разрушил смертью смерть.
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/taynaya_vecherya.jpg)
Радостное и страшное таинство! Как мог Богочеловек спасти нас, избавить от гибели и даровать вечное царство? Казалось бы, Христос — сам по себе, а мы — сами по себе, ведь каждый отвечает за себя сам. Как же мог Он обесценить нашу смерть? Да, действительно, каждый ответит за свои дела, и мысли, и слова, но Бог имеет отношение ко всем, Им каждый человек создан, Им он двигается, дышит, существует. Поэтому страдания, смерть и воскресение Бога близки всем и всех объединяют. Новозаветная Пасха доступна всем людям без ограничений, достаточно лишь решиться принять призыв Спасителя следовать за Ним.
Но не надо заблуждаться — победа Сына Божьего над смертью вовсе не означает, что за нас все уже сделано, что нам остается почить на лаврах и блаженствовать, созерцая свое избранничество. Бог вырвал нас из уютной неволи, разбил оковы и указал путь спасения. Но идти по нему нам придется самостоятельно.
Господь снова выводит свой народ из плена, и снова никто не обещает легких путей. Больше того, известно, что путь христиан будет узким и скорбным, наподобие сорокалетних скитаний евреев по пустыни: без уверенности в пище, в постоянной опасности, в полной неопределенности даже на ближайшее время. Мы не знаем, какие испытания ждут нас на пути веры. Известно лишь одно — скорбь наша будет не к смерти, а к жизни. Даже если весь мир ополчится на нас раскаленной враждой и ядовитым равнодушием, нам нечего бояться. Бог с нами!
Так что пасхальный крестный ход — это вовсе не дежурный ритуал перед праздничным застольем. Это выход из мира — с ярчайшей верой, с которой слабые побеждают полчища врагов и переходят море по суху, вопреки всем обстоятельствам и расчетам. Вспомним, как символично выглядел крестный ход в советское время — горстка христиан-мучеников среди враждебной толпы соплеменников-язычников. Сейчас картина несколько потеряла контрастность и выглядит более благополучной. И все-таки, любой человек, начинающий свой личный подвиг веры, неизбежно столкнется с серьезными испытаниями вплоть до непонимания со стороны самых близких.
![](https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/krestny_hod.jpg)
Свет новой жизни среди мрака падений и смерти, солнечный луч среди темных грозовых облаков — вот что такое Пасха. Это высочайшая радость и надежда для «малого стада», выходящего из Египта и одновременно знамение гибели для равнодушного большинства. Это не конец, а начало долгого пути к Земле обетованной. Мы, подобно еврейскому народу, вышедшему из плена, радуемся обретенной свободе. Но так же, как и тогда, перед нами простирается пустыня, полная неизвестности и искушений. Стоит ли расслабляться на пасхальном застолье и увеселениях? Встаньте, проснитесь! Господь, не пощадивший не только тысячи египетских первенцев, но и Сына Единородного, проходит мимо. Почетно и страшно быть рядом. « Пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших… это — Пасха Господня».
См. также: