Имя Че Гевары и сегодня одно из самых известных в мире, а знаменитый черно-белый образ, сделанный на основе фотографии, еще известнее. Ему посвящены десятки песен, о нем писали Кортасар и Пелевин, Евтушенко и Смеляков. Для молодежи многих стран он символ юношеского бунтарства, у жителей Боливии и Кубы практически сложился культ Че Гевары как святого. Редакция портала «Правмир» разбирается в истоках и причинах такого почитания кубинского революционера. Разъяснить этот феномен мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко.
Мне думается, что в культе Че Гевары есть две составляющие, два истока. Во-первых, его притягательность для молодежи той же природы, что и почитание Сталина в России. Человек он был, несомненно, мужественный, горячий, имел очень яркую эффектную внешность, воевал. Че Гевара умел держать в руках оружие. Весь мир, не только российское общество, истосковался по настоящим мужчинам, и небезусловный культ Че Гевары связан именно с недостатком настоящей мужской доблести, отваги, смелости. Чем больше проходит времени, тем большим мифом становится образ такого героя. Память стирает негатив, мы забываем о жертвах революционеров, и каждое новое поколение готово все больше идеализировать и романтизировать образ революционера. Даже сын Че Гевары, так красочно о нем рассказывающий, несомненно, почти не помнит отца, ведь тот умер молодым. Нельзя отказать Че Геваре в мужестве, но не всякое отчаяние и не всякое мужество – образец для подражания.
Вторым источником такой популярности стала массовая коммерческая культура, которой практически неважно, на чем делать свой бизнес – на тыквах, валентинках или революционерах. Нужен людям бунтарь-романтик – раскрутили собирательный образ повстанца – и вот майки, кепки и значки с Че раскупаются, бизнес идет.
Что можно сказать о целях и мечтах Че Гевары, о которых сегодня говорит его сын?
Че Гевара навязывал жителям Боливии режим, которого они не хотели: ведь именно местные сдали Че Гевару американским спецслужбам: он потерпел крах на попытке экспорта революции в страну, которая революции не хотела.
Социалистический путь развития по своей сути бездуховный и атеистический. Конечно, нужно пытаться построить общество, где люди будут надежно защищены социально. Но попытка построить идеальное общество на земле, не меняя человеческой природы, – утопична и абсурдна. Такое идеальное общество можно построить только на жесточайших запретах, и стабильно оно будет только до тех пор, пока запреты будут блюстись силовыми средствами. Вспомним, что продукция советского воспитания не выдержала натиска вседозволенности. Люди бросились плескаться в мутной воде вседозволенности и так и не могут выплыть до сих пор. Настоящая нравственность проверяется именно тогда, когда все разрешено. Мы видим, что сегодня и те страны, которые практически достигли социального идеала, подходят к глубочайшему кризису: в Европе стремительно падает рождаемость и быстро стареет население – возникает множество нерешенных проблем на фоне социального благополучия.
Культ Че Гевары показывает, как остро нам сегодня не хватает настоящих героев, достойных подражания. Мы ленивы и нелюбопытны, не изучаем и не знаем историю. О настоящих героях не мало снимают фильмов, а ведь если бы сегодня снимали настоящие фильмы о настоящих героях, их подвиг безусловный и по праву вошел в копилку мужества, доблести и верности. Головорез Че Гевара стал популярным, потому что у нас нет других примеров для подражания.
Многому можно научиться по книгам и фильмам о спартанцах? Перед Фермопильским сражением местный житель предупредил спартанцев, что «если варвары выпустят свои стрелы, то от тучи стрел произойдет затмение солнца». На это спартанец Диенек, обреченный на смерть, пошутил: «Наш приятель из Трахина принес прекрасную весть: если мидяне затемнят солнце, то можно будет сражаться в тени».
Древние скандинавские викинги производят сильное впечатление цельностью, хладнокровием, рационализмом – своими воинскими качествами. Например, такой рассказ:
«Стрела попала в середину лука Эйнара в то мгновение, когда тот натягивал свой лук в третий раз. Лук с треском разломился надвое. Тогда Олав конунг спросил:
– Что это лопнуло с таким треском? Эйнар отвечает:
– Лопнуло дело твое в Норвегии, конунг.
– Никогда не бывало такого громкого треска, – говорит конунг. – Возьми-ка мой лук и стреляй.
И он бросил ему свой лук. Эйнар взял лук, натянул тетиву на острие стрелы и сказал:
– Слаб, слишком слаб лук конунга.
И он бросил лук, взял свой щит и свой меч и стал сражаться». (Круг земной)
Так перед лицом смерти конунги сохраняли спокойствие. Эти примеры возвращают нас к правильному пониманию подвига – способности поступать в тяжелой ситуации без малодушия – эти примеры надо искать, находить.
А мало ли настоящих бесстрашных героев среди наших современников? Взять, к примеру, начальник пожарной охраны Москвы Евгения Чернышева, погибшего при тушении пожара. О нем поговорили и забыли. Узнали ли бы мы о его подвигах, если бы он не погиб, знаем ли мы скольких людей он вытащил из огня, сколько жизней он спас? О нем нужно писать, но писать должны люди талантливые, которые смогут действительно написать правду. А о скольких мы и не узнаем – ведь настоящий человек обычно скромен и не станет подробно рассказывать о своей жизни и подвигах. Сегодня принято гнаться за эффектами, а не за глубиной и правдой.
Культ Че Гевары и его коммерческая востребованность показывают то, как сильно мы все нуждаемся в героических образах доблестных людей, и как плохо знакомы с историей, не зная имен и подвигов по-настоящему великих.
Читайте также:
Час Че —интервью с сыном Че Гевары — Камило Геварой
Эрнесто Че Гевара – Дон Кихот ХХ века