Любовь вместо системы запретов
Подростковый возраст – это время переоценки многих ценностей. Человек начинает входить во взрослый мир и привносить в него что-то свое, новое. Подросток чувствует реалии времени и живет в соответствии с ними (а они бывают как положительные, так и отрицательные). Взрослый человек ориентируется по реалиям своего поколения. Отсюда – непонимание, отдаление. Перед священником стоит непростая задача принять нового взрослеющего человека, понять его и, не отрывая от современной жизни, показать ее полезные и пагубные стороны, помочь найти свой путь к Богу.
Необходимо искренне заинтересоваться зашедшим в храм юным человеком. А если просто процитировать каноническое правило, то это путь в никуда со всеми последствиями. Для приходских бабушек ты как пастырь, может быть, и непререкаемый авторитет, а для пятнадцатилетних ребят, увы, всё не так однозначно.
Очень важно в беседах с подростками не оказывать на них давления. Прессинг бесперспективен, он отдаляет, заставляет замыкаться в себе, лгать. На них давят везде: в школе и дома; улица тоже давит по-своему плюс зашкаливает поток информации. Юноша или девушка, зашедшие в храм, надеются найти там что-то другое, не такое, как везде. Задача пастыря – дать им почувствовать Христа, Его всеобъемлющую любовь, а не бесконечную систему запретов.
Чтобы грамотно исповедовать подростков, священнику надо читать хорошую литературу по возрастной психологии и педагогике. Не нужно переоценивать себя и рассчитывать, что по наитию сможешь сказать правильные вещи. Переходный возраст – это перестройка практически всех систем человека: и психологической, и душевной, и физической. Чтобы понять своего юного прихожанина и уметь помочь ему, нужно знать принципы работы этих механизмов.
Непринципиальное курение и безобидная татуировка
В первую очередь, священник на исповеди должен отделять главное от второстепенного. К главным вопросам жизни подростка относятся лишь такие, которые глубинно влияют на становление его личности как полноценного христианина. А к мелким временным заблуждениям необходимо быть снисходительным или не акцентировать на них внимание вовсе. Например, то, что подросток сделал татуировку (если она не содержит, конечно, чего-то богохульного или экстремистского) – вообще не тема для претензий. Сейчас это не более чем дань моде, кто их только не делает, от звезд шоу-бизнеса до домохозяек.
Вот курение – это уже хуже, но тоже не принципиально. Огромное количество курящих людей обладают весьма ценными христианскими качествами. Однако следует предупредить, что безобидное увлечение, демонстрация своего взросления, может перерасти в зависимость, греховную страсть. Но повторюсь, это может быть только дружеский совет, а не требование. К сожалению, я знаю случаи, когда священники лишали подростков права алтарничать за то, что они начинали курить. Ребята в знак протеста уходили из храма. Некоторые из них вообще покатились по наклонной. Неужели этот непринципиальный вопрос стоил таких переживаний и потерь? Где ж вести пастырскую работу, как не в алтаре?
Интимная жизнь и первые грехи
К сожалению, у нас сегодня нормы морали общества и нормы морали Церкви иногда очень расходятся. Взять хотя бы интимную сторону жизни человека. Так, например, отношение к онанизму с точки зрения сегодняшней светской жизни (и научной, и общественной) вполне лояльное, как и к добрачным половым связям. Конечно, в таких случаях на исповеди нужно обозначать позицию Церкви, говорить о тяжести подобных грехов, но, объясняя, делать скидку на сегодняшнее состояние общества. Иначе подросток задаст себе вопрос: «Мне до этого все говорили, что в этом нет ничего плохого, а тут этот человек в рясе говорит совсем иное?» И чтобы голос «человека в рясе» перевесил, священник на какое-то время должен дать подростку «аванс любви» – дать добрый совет, попытаться понять его проблемы, примерить его ношу.
Касательно греха рукоблудия (онанизма), который достаточно типичен для рассматриваемого нами возраста, юноше можно посоветовать следующее. Во-первых, сразу сказать, что Церковь, в соответствии с Писанием и Преданием, воспринимает онанизм как грех, производный от блудной страсти. Но тут же необходимо обратить внимание подростка на то, что грех этот паразитирует на естественной потребности человека в интимной жизни. А отказаться от этой интимной жизни могут не многие.
Подростковый период – время полового становления, когда бушуют гормоны. Молодые люди, не имея половых партнеров (кстати, обязательно надо акцентировать, что в христианстве «половые партнеры» – это только законные супруги и никто более!), начинают заниматься мастурбацией. Нужно обратить внимание подростка на то, что это не вполне законное выражение абсолютно естественной составляющей человека. И бороться с этим грехом можно и нужно, но предупредить, что быстрой победы, скорее всего, не будет. И страсть так просто не отступит. И даже оступившийся не один раз подросток всё равно будет оставаться чадом Церкви, если будет после очередного падения снова вставать и идти в бой со своей страстью.
Однако пламя страсти можно основательно уменьшить. А для этого необходимо тщательно работать над собой. Каким образом? Советы необходимо давать из конкретно сложившейся ситуации. Чаще всего это: максимально возможное отсечение интернета, просмотра фильмов, передач и литературы соответствующего содержания, занятие спортом, иной физической работой. Безусловная духовная составляющая: молитва, пост, изучение Священного Писания. Конечно же, частая исповедь и Причастие Святых Христовых Тайн.
Но самое главное – вселить в сердце подростка надежду на милость Божию, приведя слова Писания: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:25-26). И эта надежда, при правильном духовном настрое, будет греть сердце юного человека, вселяя в него мысль, что за ним Любящий Отец, Который не даст его в обиду.
Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.