Осень уходящего 2011 г. отмечена двумя знаменательными событиями церковной и общенародной жизни республики Саха: 6 октября, почти через сто лет после своего закрытия, в столице открылась Якутская духовная семинария, а 30 октября впервые в истории Божественная литургия полностью прозвучала на языке народа саха.
Каждое воскресенье в 7.30 утра из Градоякутского Преображенского собора начинает возноситься к Богу молитва на якутском языке. C разных концов города и пригородов спешат в церковь верующие всех возрастов. Возможно, они раньше никогда не собирались вместе в одном храме, и многие из них увидели друг друга в первый раз. Но объединила их вера во Христа, вера в то, что Он как Первосвященник и Жертва в умилостивление Отца за спасение мира, Сам совершает Божественную литургию.
Ровно в 8 часов начинается торжественная служба, и диакон призывает молиться Господу «из благословенной тишины душевной». Город еще не совсем проснулся, еще темно, но за него, за его благополучие и духовное просвещение, уже идет соборная молитва всех собравшихся в храме. Человек, который участвует в литургии, вырастает из своих узких рамок и начинает мыслить в общечеловеческих измерениях – он соучаствует в судьбах всего мира. И воистину благословен тот язык, который сумел выразить откровения Духа.
Настанет в будущем и тот день, когда на службах в приходах начнут звучать молитвы на эвенском, эвенкийском и юкагирском языках, и северные народы будут славить Своего Создателя и Спасителя в естественной для них стихии. И это одна из больших задач нового вуза республики — духовной семинарии, которая растит священников из самих якутян. По слову Святейшего Патриарха Кирилла, она должна стать «местом воспитания молодежи, местом встречи церкви и интеллигенции, местом культуры, эстетического воспитания людей». Через 91 год после своего закрытия семинария образовалась на основе духовного училища, восстановленного в 2006 году. И уже трудится сильный преподавательский состав из духовенства и преподавателей с высшим светским образованием во главе с ректором, игуменом Андреем (Морозом).
Как когда-то Якутская духовная семинария была очагом религиозного и культурного образования, так и в
будущем она станет центром просвещения и утверждения христианских принципов жизни. Кроме основных дисциплин студенты изучают историю Якутии, культуру и традиции северных народов, якутский язык и литературу. Ведь во всех приходах ждут мудрых пастырей, хорошо знающих их жизнь и нужды, способных реально помочь верным словом и добрым делом.
Примером в служении нашим выпускникам будет целый сонм миссионеров-подвижников, с именами которых связано появление первой школы, первой книги на якутском языке, первых библиотек и первой газеты. Примером им станет и святитель Иннокентий, 215-летний юбилей которого мы будем праздновать в наступающем 2012 году. Неся свет учения Христова, и сознавая всю важность перевода Слова Божия на языки других народов, он уважал их самобытность и мудро поддерживал местную культуру. Как сказал Патриарх Кирилл на освящении памятника святителя 23 сентября 2010 г., «именно потому они с любовью откликались на его проповедь. Они не видели в нем никакой опасности для своего национального самосознания, своего бытия и традиций. Это великий пример служения делу».
Духовная семинария (1858-1870, 1884-1920), открытие которой в XIX веке связано с именем Святителя Иннокентия, воистину была кузницей кадров якутской интеллигенции. В ней преподавали выпускники духовных академий Санкт-Петербурга, Москвы и Казани. О том, какой образцовый порядок поддерживался тогда в учебных заведениях, можно получить представление из маленькой книжки под названием «Правила поведения воспитанников Якутской духовной семинарии и соединенного с нею училища» (Якутская областная типография, 1899). Книга хранится в историческом отделе Национальной библиотеки РС(Я).
В разное время здесь, в духовной семинарии, учились люди, имена которых прочно вошли в историю республики: участник русско-японской войны, судовой священник корабля «Рюрик» иеромонах Алексей (Оконешников), известный историк Якутии Г.А.Попов, первый историк литературы, критик В.Н.Леонтьев, член Комитета по переводу богослужебных книг А.И.Охлопков, государственный деятель И.Н.Винокуров, один из первых композиторов Якутии, хоровой дирижер, фольклорист А.В.Скрябин, исследователь якутской народной музыки, хормейстер Ф.Г.Корнилов, автор «Летописи города Якутска» П.П.Явловский, народные художники М.М.Носов и И.В.Попов, историк, художник П.В.Попов, народный комиссар просвещения С.Н.Донской, поэт П.Н.Черных-Якутский и многие другие.
Одно время в духовном училище при семинарии обучался и основоположник якутской литературы, классик А.Е.Кулаковский – Ексекюлях. Как пишет его биограф Н.Коняев («Алексей Кулаковский» из серии «Жизнь замечательных людей», Москва, 2011): «…Возникает интересный парадокс – выросший «под челюстями олонхосутов», «вне сферы влияния русского языка», А.Е.Кулаковский начал изучать родной язык, только оказавшись в духовном училище русскоязычного Якутска…» Интересно, что одним из выпускников 1912 г. был таттинский священник Андрей Гатилов, близкий друг отца Суорун Омоллоона – Конона Матвеевича Сивцева. По свидетельству самого Дмитрия Кононовича, о. Андрей, с которым он близко общался с раннего возраста, сыграл очень большую роль в утверждении его православной веры.
Всех представителей национальной интеллигенции конца XIX и начала XX веков объединяло то, что они были воспитаны на основе непреходящих ценностей российской духовной школы. Отсюда, как пишет доктор исторических наук, профессор В.Н.Иванов в статье «Письмо «Якутской интеллигенции» А.Е.Кулаковского», «отсутствие национальной стерильности и конструктивная ориентация на позитивное взаимодействие двух культур».
Основной целью духовной семинарии было воспитание всесторонне образованных, просвещенных пастырей, миссионеров и просветителей, которые могли бы помочь местным жителям во всех областях жизни. Кроме обязательных предметов учебной программы студенты изучали логику, психологию, дидактику, медицину и сельское хозяйство. Известно, что с сентября 1860 года в учебный план был введен якутский язык (ректором тогда был протоиерей Димитрий Хитров, переводчик Священных Писаний и богослужебных книг, а также автор азбуки и грамматики якутского языка).
Если в 1897 г. семинаристов было 44, то к 1911 г. их число возросло до 171, и учебное заведение вышло на первое место в Восточной Сибири. Многие выпускники продолжали обучение в духовных академиях России, а некоторые оставались преподавать в своей родной семинарии или в других учебных заведениях области. Они же составляли и основной контингент чиновников городской администрации.
Восстановление духовной семинарии и перевод Божественной литургии на язык народа саха – это наш юбилейный церковный дар родной республике навстречу 380-летию вхождения Якутии в состав России и 90-летию Якутской автономии.
+ Роман,
епископ Якутский и Ленский