Главная Культура Литература, история, кинематограф Нравственное кино

Лаборатория высокого кино

Как дать отпор нравственному распаду нашего кинематографа? Как нравственному кино пробиться к своим зрителям? Может ли верующий человек быть актером, не вредя своей душе? На эти темы рассуждают участники Круглого Стола, прошедшего в рамках Международного кинофестиваля «Лучезарный Ангел».

Круглый стол, посвящённый нравственной ответственности художника   (Международный кинофестиваль «Лучезарный Ангел») 

Как дать отпор нравственному распаду нашего кинематографа? Как нравственному кино пробиться к своим зрителям? Может ли верующий человек быть актером, не вредя своей душе? На эти темы рассуждают участники Круглого Стола, прошедшего в рамках Международного кинофестиваля «Лучезарный Ангел».

Председатель круглого стола — иерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса при бывшем Скорбященском монастыре

Куратор – Галина Вайгер, писатель, сценарист 

В крглом столе приняли участие Михаил Щепенко — художественный руководитель Московского театра Русской Драмы «Камерная Сцена», академик РАЕН, Давид Георгобиани – народный артист России, народный артист Грузии, режиссёр,   Евгений Киндинов – народный артист России, Марина Добровольская – народная артистка России, Людмила Мезинцева – руководитель ассоциации художников «Лаборатория христианского искусства», актриса, режиссёр, Евгений Конюшков — журналист журнала «Православная беседа», Анна Данилова– главный редактор Интернет-портала «Правмир», кандидат филологических наук, преподаватель МГУ, Галина Крупина– журналист «Вестник Пафнутьев-Боровского монастыря», Галина Литвинцева— журналист журнала «Встреча», Галина Нестеренко – журналист газеты «Возглас», Иеромонах Сергий (Миронов), Алтай

Вступительное слово О. Александра:

В годы зарождения кинематографа в мире был иной нравственный климат. И кинематограф служил иным целям. Сегодня я был в отборочной комиссии по подготовке программы кинофестиваля «Лучезарный Ангел» и потрясён тем, что выбирать не из чего. Сотни киностудий работают, множество институтов выпускают актёров, сценаристов, режиссёров, операторов, а детям нашим показать нечего!

Сегодня мы собрались для того, чтобы понять, можем ли мы что-нибудь, объединившись, изменить.

А.Данилова:

Если сразу начать разговор с точки зрения аудитории, то наиболее частые просьбы читателей сайта: в дополнение к рецензии на фильм указать, где в Интернете его можно посмотреть. И мы должны понимать, что просьба помочь скачать фильм чаще всего мотивирована не желанием бесплатно получить фильм, а обычной невозможностью найти фильм тем, кто живет не в больших городах.

Важно, то, что очень многие советские фильмы, как правило, снятые до 1940 года, перешли на территории РФ в народное достояние. Это значит, что свободное распространение стало возможным. Поэтому было бы неплохо для начала собрать доступные фильмы

О. Александр:

Поэтому мы предлагаем внести в Думу предложение о том, чтобы все киноленты, которые были созданы и приобретены до эпохи капитализации России, объявить народным достоянием. Ибо все это было создано на народные деньги.

М.Щепенко:     

Иван Ильин сказал, что если культура не будет христианской, то у мира не будет будущего. Поэтому когда мы говорим о нравственном искусстве, нужно понимать, что разговор может идти только о христианском искусстве.

Хотя сегодняшний день показал, что искусство может иметь разный источник: от Бога и не от Бога. И сейчас мы видим, к чему нас привела такая неразборчивость. Во времена серебряного века, искусство потеряло своё нравственное начало, произошёл перекос в сторону эстетики. Лозунг того времени: Человек-это эстетическая ценность, человек-это мера всех вещей. О том, что что-то есть над человеком – говорить не приходилось. Сейчас нам пора подойти к осознанию того, что этические и эстетические принципы должны быть уравновешены. Создавать утверждающие созидательные спектакли — непомерный труд, который несопоставим с разрушительным творчеством.

 Е.Киндинов:

Мне кажется, мы забываем главное слово – Любовь. И если она наличествует, то произведение нравственно. У Гоголя в «Ревизоре» нет ни одного положительного персонажа, но есть Любовь автора к персонажам – и зритель это чувствует. Сегодня кино упирается в деньги. Образование в наших творческих вузах как было высоким, так и осталось высоким, но проблема в том, что человек стал не интересен кинематографу, интересен только сюжет. Идет отбив денег продюсерами. Вопреки нравственному смыслу. В США до сих пор действует закон и есть гриф на кинопродукцию плохого качества «использовать за пределами США».  Я хочу внести предложение: на законодательном уровне запретить прокат фильмов, вредящих нравственному здоровью граждан России.

А.Данилова: Вместе с тем, в фонде, например, американского кино — огмроное количество прекрасных фильмов, с которыми обязательно нужно знакомить зрителей и которым нет альтернативы в отечественном кинематографе. К сожалению, часто такие фильмы даже не переведены на русский язык и, чтобы, например, показать «Поллианну» в воскресной школе, нужно синхронно переводить фильм детям.

Д.Георгобиани:

У меня тоже есть предложение: Нам, для показа чистых, нравственных, добрых фильмов необходим хотя бы один кинотеатр, который бы объединил всех нас, куда могли бы приходить сценаристы, режиссёры, авторы, продюсеры, зрители. Нам необходима лаборатория высокого кино.

Е.Конюшков:

Кризис, который сопровождает сегодняшний день – парадоксален. Нам всегда думалось, что если мы снимем с себя цепи, то у нас всё получится. И вот цепи сняли, цензуру сняли, свободу дали, а что мы получили? Вдруг оказалось, что самое лучшее было прошлом, во времена гонений. Ярок пример «Современника», в котором была та же актёрская школа, но они углубили понимание человека, и взорвали эстетику того времени. Ни каких спецэффектов, только щемящая тема человека и его внутренней жизни.

Е.Киндинов:

В годы великой депрессии в Америке, президент США обратился к создателям фильмов не усугублять мрачного состояния сограждан и давать на выходе фильмы жизнеутверждающие и светлые, показывающие выход из тупика, а не загоняющие в тупик. Так родился американский «Хеппи энд».

 У меня есть предложение к президенту нашей страны, обратиться с подобным воззванием к создателям наших фильмов. Пусть задумаются о своей духовной ответственности художники и помогут нашим соотечественникам обрести светлое и радостное сознание.

 Ведь на сегодняшний день страшно подходить к телевизору. И даже мультфильмы для детей изобилуют таким количеством монстров, словно бы наших детей заранее готовят к преисподней.

  Д.Георгобиани:

 Предлагаю ввести не кабельное и цифровое или спутниковое православное телевидение, а создать центральное православное телевидение, которое бы в первую очередь нашим детям позволило бы познакомиться с лучшими образцами искусства и стало бы альтернативой продажному эфиру.

 Неужели весь русский народ не может сброситься и создать православный канал, как когда-то воздвиг всем миром Храм Христа Спасителя. Сегодня слово усиленное техногенностью мира имеет огромную силу. Оно способно либо разрушать либо созидать Есть положительный опыт фестиваля «Семья России», когда он выпускает диски с фильмами и демонстрируют их в родильных домах, настраивая рожениц на созидательный лад, давая им представление о православных семьях, христовых истинах, уюте и радости многодетных семей. Во многих случаях такой выездной кинолекторий решал исход сомнений женщины, и вопреки первоначальным установкам, женщины уходили из роддомов, сохраняя своего ребёнка. Так искусство реально спасало человека и давало ему возможность родиться. Только этот пример показывает, как важно создать и донести своё искусство человеку.

 Л.Мезенцева:

Художник, как и священник — это не профессия- это состояние души. Если человек пришел к Богу и к служению Богу, то нужно сразу понимать, что это добровольное мученичество. Есть такая классификация художника – аскет и учитель.

Аскет озвучивает язык Бога. В земной системе знаков это выразить нельзя. Можно только отдать себя на волю Бога и стать его орудием, теряя своё авторство и привилегии от авторства. Учитель же наоборот решает, что он учит человечество и впадает в поучения и морализаторство. Качество произведений при этом резко падает. Иногда даже светское искусство скорее достигает Бога, если есть установка на совесть и понятие добра и зла.

О. Александр: равнее всех других – это порок превосходства и пренебрежение образованием.

М. Щепенко:

Всем известна система Станиславского, эта школа перевоплощения очень вредна для духовного состояния актёра. Актерское образование в нашем театре построено по другому принципу.. Наш театр стал невольным экспериментатором и разработал свою театральную методику. Угроза сегодняшнего времени в потере целомудрия (целостности образа) – человек не может перевоплотиться, Даже процесс обОжения – это процесс подобия, мы можем только уподобиться Богу, но перевоплотиться в Бога мы не можем. То же происходит и в актёрской практике, мы можем только сочувствовать своему герою, полюбить его, но становиться этим героем мы не можем. Особенно опасно для духовной природы перевоплощаться в отрицательный образ и изменить это можно только через любовь и сочувствие к персонажу. Мы стараемся не называться православными, а быть таковыми по своей сути. А это значит – быть особенно внимательными к своей душе и к душе своего зрителя.

Я хочу предложить расширить опыт нашего театра. На базе Ярославского Театрального Института я веду уже третий актёрский набор. И мы убедились в правоте выработанного нами метода для православного актёра. Быть может, наступило время, когда можно предложить этот опыт для подготовки православного актёра и режиссёра столичным творческим ВУЗам?

О.Александр:

Самое главное, чтобы ребёнок или старик когда-нибудь уверовал. И от того, как и когда это произойдёт, во многом зависит от художника. И забывать об этой своей ответственности художники не имеют права.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.