На поездку в лагерь детей, перенесших психологическую травму, собирали всем миром в рамках Благотворительного Фонда «Правмир». Мы благодарны неравнодушным читателям, с помощью которых происходят такие большие и маленькие чудеса. Вы сделали огромное дело, и в доказательство тому – дети, которые дальше смогут жить без страхов. Как это происходило? Читайте наш репортаж.
Реабилитация отдыхом, реабилитация профессиональным сопровождением и ненавязчивой коррекцией, реабилитация общением, радостью, смехом, солнцем, лесом, плаванием — совсем недавно этого не могло быть у «маленьких зверьков». Так говорят об этих детях те, кто сталкивался с их нелюдимостью, пугливостью, агрессией и постоянным страхом. Просто в их маленькой жизни не было места солнцу даже летом.
Ситуации, которые пережили дети, разные и одновременно похожие. В основном, это насилие в семье: избиение или даже убийство родного человека на глазах ребенка. Можно ли после пережитого вырасти созидательным оптимистом, верящим в добро? Или хоть во что-то хорошее верящим? Или рана на всю жизнь? Многое зависит от того, встретится ли на пути такого ребенка специалист, который поможет преодолеть ненависть, страхи, профессионально закрыть ситуацию, которую он пережил, и научит сначала просто улыбаться по утрам и постепенно стать обычным ребенком. Это кропотливый труд, и это осуществилось для детей двух смен реабилитационного лагеря.
В фонде «Сохраняя жизнь», подопечными которого являются эти дети, ребят и их опекунов (кровных родственников или приемных родителей, если биологические родители лишены прав) сопровождают годами, до полного исправления ситуации. Но помощь в течение сопровождения, которое ограничивается тренингами и консультациям, пусть даже плотными и регулярными, – этого мало. Нужна раскрепощенная обстановка, свободное общение, ненавязчивое наблюдение за семьей и выявление их действительных проблем. Только так люди раскрываются, – в ежедневной общей жизни. Тогда становится ясно, с чем и как работать, и, следовательно, – ожидать результата. Поэтому и нужен был такой лагерь.
В общей сложности две смены лагеря посетили 35 детей, которых сопровождали опекуны и психологи. Первые два дня проводилась общая реабилитация на сплочение семьи. Специалистам важно было наблюдать, как ребенок общается со взрослыми и другими ребятами, ведь у многих из них нарушена коммуникация. Сразу стали видны ошибки, которые допускают некоторые приемные родители: одна мама слишком давит на ребенка, другая – чересчур много дает ему свободы, какие-то дети не идут на контакт, зажимаются. Все это становится видно психологу. Начинается корректирующая индивидуальная работа сначала с мамой. Специалист в доверительной беседе рассказывает, какими способами можно преодолеть те или иные сложности во взаимоотношениях с ребенком. Если ребенок агрессивен – ему даются специальные упражнения для преодоления агрессии, в дальнейшем обучаются и мамы этим упражнениям. Все получается.
Большая часть времени детей и их опекунов была посвящена занятиям с психологом: групповым, индивидуальным, релаксационным и даже в бассейне. Ну и конечно, дети просто вдоволь плавали! Первые полчаса занимали занятия, а дальше – плавай сколько хочешь, малышня была готова находиться в бассейне круглосуточно.
Ждал лес, горы, поросшие лесом, в которых до краев плетеных корзинок собирались грибы, земляника, лесная малина. Тот, кто бывал в этих местах, недаром говорит, что Ташла – это Оренбургская Швейцария, воздух — хоть ножом режь, а зелень деревьев – густая, буйная, бесконечная. Ребята постарше ходили по веревочному лагерю «Тропа Ермака», вернее, не ходили – а лазили. Веревки, с помощью которых можно было передвигаться, находились на уровне ветвей деревьев, и мальчишки, как ловкие Маугли, то и дело исчезали в очередной густой кроне, проносясь на узле каната. Малыши играли в огромной песочнице, бесконечно прыгая, протирали дырки в батуте, кормили кроликов и морских свинок в контактном зоопарке. Было все, даже шашлыки и ночная гитара у костра.
«Очень часто у детей, перенесших насилие, агрессию или другую психологическую травму, проявляются два побочных эффекта: либо беспричинный страх, когда ребенок начинает всего бояться, либо он становится агрессивным, — рассказывает президент фонда «Сохраняя жизнь» Анна Межова. – Родители обращаются с тем, что воспитатели и учителя просят удалить из детских коллективов их детей. Таких детей часто не любят в школе, настаивают на переводе их на домашнее обучение. Хотя все это – результат перенесения психологической травмы.
Легче всего такого ребенка вычеркнуть, махнуть на него рукой – и спокойно жить дальше с хорошими детьми, «правильными». Но в чем он виноват? Мы наблюдаем за нашими детьми: к некоторым из них подойдешь или заденешь случайно, – а ему кажется, что на него нападают, он сразу начинает в ответ кулаками махать. Многие мамы этого не видят, потому что ребенок дома бывает совсем другим, и в ответ на жалобы учителей они говорят, что те все выдумывают и несправедливо относятся к их сыну или дочери. И мы садимся с мамами и просто начинаем незаметно долго наблюдать за детскими играми и за тем, как между собой дети контактируют. Все сразу становится заметно, мы вместе видим своими глазами каждую психологическую проблему, подробно объясняем, как работать с ребенком».
Яркий пример такой ситуации – восьмилетний Ваня Семенов. Ваню часто и жестоко били сначала в родной семье, затем – в детском доме. После усыновления приемная мама мальчика не могла не заметить его излишней агрессивности. Стоило в школе кому-то просто пройти мимо Вани — он тут же бросался на «обидчиков» с кулаками. В лагере с мальчиком были проведены корректирующие занятия, которым была обучена и его мама. Специальные упражнения для снятия стресса и агрессивности действительно помогли. После обучения мамы антиагрессивной методике психолог несколько дней наблюдал, правильно ли мама занимается с ребенком, многое приходилось корректировать на ходу.
В результате общения выяснилось, что ко всем проблемам у Вани еще нет зоны успешности. Он плохо учится, ничем не интересуется, старается пореже общаться и выходить из дома. Специалисты посоветовали маме больше хвалить Ваню, для него очень важно, чтобы он чувствовал себя просто хорошим, нужным. По возвращению из лагеря мама отдала Ваню на секцию восточных единоборств, сотрудники фонда помогли найти тренера, который учил мальчика не просто махать кулаками, а быть сильным и эту силу применять во благо.
«Я своего ребенка не узнаю, настолько он стал спокойным и миролюбивым», — делится приемная мама Вани Наталья. А в лагере были замечены такие успехи: в начале смены Ваня вообще не мог контактировать с детьми, дети от него убегали и кричали: «Он дерется!». В конце смены Ваня спокойно играл с ребятами. Он впервые поверил, что вокруг – нет врагов, и никто не хочет его обидеть.
Как работать со страхами? С помощью сказок. Они бывает разные, — и совсем не добрые, если их сочиняют испуганные дети. Психолог просит детей рассказать или сочинить какую-нибудь интересную сказку с подспудной целью выяснить, тревожит ли что-то ребенка. Семилетний Кирюша рассказал «Дюймовочку» на свой лад: «Жила-была добрая-добрая женщина, замечательная, и у нее не было детей. Пошла она к колдунье, та дала ей цветочек, и из цветочка вылетела девочка Дюймовочка. Она была такая чудесная девочка, а потом ее украли у этой доброй женщины злые жабы, откусили ей ножки и ручки, и она лежала никому не нужная, брошенная». Вот и все. Конец сказки.
Мама Кирилла не думала, что ее ребенок так печально воспринимает жизнь. Что делает психолог? Просит ребенка нарисовать то, чего он больше всего боится. А потом все вместе сворачивают рисунок трубочкой, приклеивают аппликации, и делают из него дерево счастья. Например – пальму. Все вместе дорисовывают пальме большие разноцветные листья, при этом ребенок может продолжать рассказывать, чего он больше всего боится. Страх уходит во время того, как ребенок раскрашивает дерево. В конце он видит, что это никакой не страх, а чудесное дерево, а над страхом можно просто посмеяться. Все меняется. Даже черный жуткий рисунок превращается в разноцветное дерево счастья.
У каждого ребенка все происходит индивидуально. Психолог на ходу обдумывает коррекцию исправлений именно тех нарушений, которым страдает конкретный ребенок. Например, с Кириллом, который сочинил «Дюймовочку-ужастик», нужно было всем вместе и даже с другими детьми сочинить другой конец сказки. Получилось так: прилетела ласточка, полила Дюймовочку эликсиром, у нее отросли ручки и ножки, она с высоты птичьего полета посмотрела, где мама, и вернула ее домой. Услышав счастливый конец, Кирилл стал улыбаться.
Дети учат родителей общаться с ними сказками. Они часто не могут сказать напрямую, что их тревожит. А в результате такого совместного творчества снимается механизм парализации страха. Ему нужно просто посмотреть в лицо и понять, что он не такой уж и страшный. «Бабах!» — и сделали из него дерево счастья. У большинства детей, которые поехали в лагерь, – в голове страшные сказки, и эти страхи постепенно нужно было скручивать в трубочку и раскрашивать в разные цвета, чтобы впервые даже за несколько лет услышать беззаботный детский смех.
Дети должны перестать пытаться постоянно себя защищать и воспринимать каждую ситуацию как угрозу, а главное – забыть, что, к примеру, папа на глазах убил маму, сбросил ее с балкона 8-го этажа. К концу смены ребенок успокаивается и расслабляется, а что будет дальше — немало зависит и от опекунов, как правило, приемных мам. Если мама продолжает занятия, которым ее обучили в лагере – за ребенка можно быть спокойными, результаты будут.
«Мы — ваш случай, — не скрывая беспокойства, говорила в день открытия смены мама Олеси, которую она недавно удочерила. — Моя девочка – сложная. Она не контактная, тяжело сходится с детьми». Стало понятно, что находясь под постоянным прессом фактов прошлой жизни, которые пришлось пережить, Олеся была очень испугана. Работали специалисты с ней долго, терпеливо, внимательно. В последний вечер лагеря, когда все прощались и обещали еще долго дружить, Олеся шепотом спрашивала маму: «Можно я скажу?». Мама с улыбкой кивнула. Олеся обошла всех детей и взрослых и почти закричала: «Как я вас всех люблю!».
А недалеко от песочницы выросла пальмовая роща.
Если вы не остались равнодушными к этой истории, помогите состояться первому федеральному реабилитационному лагерю для детей, перенесших психологическую травм и насилие.