Лайк, репост, увольнение. Зачем работодатели следят за социальными сетями сотрудников
В России число увольнений из-за постов в социальных сетях выросло вдвое, согласно данным исследований сервиса SuperJob. Каждая десятая компания в стране хотя бы однажды увольняла сотрудника из-за неподобающего поведения в интернете. На что обращают внимание работодатели, изучая профили сотрудников, и каких тем лучше избегать при общении в интернете, «Правмиру» рассказала HR-эксперт Зулия Лоикова.

— Действительно ли работодатели проверяют аккаунты соискателей в соцсетях?

Зулия Лоикова

— Это действительно так. Во время пандемии многие компании перешли на удаленку, в связи с чем они стали более тщательно отслеживать профили в соцсетях тех людей, которых хотят принять на работу.

Сейчас многие компании проводят первоначальные собеседования через скайп или зум, чтобы определить профессиональные и личные компетенции кандидата. В случае, если на этом этапе его одобряют, весьма вероятно, что следующим или параллельным  шагом станет проверка его социальных профилей. Очень многие люди не понимают, насколько глубоко их анализируют, принимая на работу.

В крупных и средних компаниях перед приемом на работу проводится 4 уровня проверки, один из них — это анализ соцсетей кандидата.

За что уволили стюардессу «Аэрофлота»

— На что работодатель обращает внимание, когда просматривает страницу потенциального сотрудника?

— В первую очередь работодатель пытается оценить потенциальные риски. Людей очень часто ассоциируют с компанией, в которой они работают, и наоборот — компанию ассоциируют с сотрудниками. Никто не хочет спорной репутации и негативного шлейфа. 

В первую очередь обращают внимание на публикацию конфиденциальной информации о предыдущем месте работы. Например, у компании Microsoft в свое время был скандал из-за небольшого твита одного из сотрудников. Он написал, что воспользовался превосходным телефоном. Эти строчки стали причиной для увольнения человека.

Второй значимый момент — неэтичное поведение в соцсетях. Несколько лет назад сотрудница компании «Аэрофлот» оставила шутку-комментарий о катастрофе российского авиалайнера Sukhoi Superjet-100 в Индонезии. Такой пост в соцсети стоил ей места и основательно испортил репутацию.

По тому, что человек себе позволят в дискуссиях, даже самых безобидных, с какой тональностью пишет сообщения, сразу видно, насколько он конфликтен и может ли испортить репутацию компании.

Также важно, как люди реагируют на социальные проблемы и каким образом высказываются в адрес социально незащищенных групп граждан: малоимущих, пенсионеров, людей с инвалидностью, матерей-одиночек и так далее. Особенно это касается претендентов в тех отраслях, для работы в которых крайне важен человеческий фактор. Это позволяет отсеять тех, кто делает свою работу автоматически и кому абсолютно все равно, что происходит с людьми вокруг. То есть важна способность сопереживать и не быть равнодушным. 

Например, я часто занимаюсь подбором врачей для различных клиник и помимо интервью просматриваю их страницы в соцсетях. Если я вижу, что один из кандидатов позволяет себе постоянно высказываться нелицеприятно о своих пациентах и работе, едко шутить, то становится понятно, что ему его работа не нравится, а люди раздражают. Клинике нужен не просто хороший специалист, а чутко относящийся к своим пациентам, человечный. 

Все, что человек публикует в соцсетях, позволяет работодателю понять, чем он живет, что он делает в свободное время, работает ли он в рабочее время. Некоторые кандидаты делают репосты и делятся достижениями из игр в своих соцсетях, причем в рабочее время. Еще там видно, куда кандидат обычно ходит, с кем дружит, кому импонирует и так далее.

Посты в рабочее время и статистика онлайн-игр

— Какой должна быть страничка в сети, чтобы у потенциального работодателя сложилось благоприятное впечатление?

— В первую очередь, в публикуемых материалах не должно быть агрессии, неподобающих и компрометирующих фото и видео.

Также надо очень аккуратно относиться к времени активности в соцсетях. Если человек регулярно пишет, публикует фото, оставляет комментарии и ставит лайки в рабочее время — это его характеризует в глазах работодателя не самым лучшим образом, если только его работа напрямую не связана с соцсетями. Например, он SMM-менеджер.

— Закрытый аккаунт может насторожить или это скорее плюс?

— Это неважно. Много информации можно получить, проанализировав общение человека в соцсетях в целом и используя специальные сервисы для сбора и поиска информации.

— Согласно исследованию, россиян стали вдвое чаще увольнять за посты в соцсетях. Что можно писать в соцсетях, а что может пагубно отразиться на карьере?

— Работодатели довольно часто следят за соцсетями подчиненных, где-то этим занимаются hr-специалисты, где-то — служба безопасности. Сотрудники могут об этом не знать, но происходить это может довольно регулярно.

Я рекомендую в социальных сетях:

  • избегать политических тем,
  • избегать обсуждения остросоциальных тем,
  • не допускать оскорблений в чей-либо адрес, кибербуллинга,
  • не допускать разглашения конфиденциальной информации.

Надо понимать, что неосторожным словом или постом в соцсети можно испортить себе репутацию, что повлечет сложности как с имеющимся местом работы, так и с устройством на работу в будущем.

— За представителями каких профессий особенно внимательно могут наблюдать работодатели в соцсетях?

— Это может коснуться абсолютного любого сотрудника любого уровня.

С одной стороны, человек волен на своей странице размещать все что угодно, с другой — не стоит забывать, что это может привести к некоторым сложностям в профессиональном плане на текущем месте работы или в будущем.

Особенно внимательно служба безопасности следит за тем, чтобы сотрудник не нарушал правила, связанные с конфиденциальностью и разглашением коммерческой тайны компании и регламентами поведения. В некоторых корпорациях при приеме на работу сотрудник, даже если он рядовой специалист, подписывает отдельный документ о том, что он может делать, а что ему запрещено. Соблюдение этого свода правил отслеживается, в том числе, в соцсетях.

— Можно ли вообще отказаться от соцсетей или это негативно скажется на карьере?

— Человек имеет законное право распоряжаться своим свободным временем так, как он считает нужным, если это не наносит никакого вреда обществу.

Если он не хочет тратить его на соцсети — это его право. Если ему интересно там присутствовать, то в этом, с точки зрения работодателя, также нет ничего плохого, если работа выполняется качественно и вовремя.

То есть само по себе наличие или отсутствие странички в соцсети у сотрудника ничего о нем не говорит.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.