Вооруженное нападение на демонстрацию в Каире, в ходе которого были убиты десятки — и ранены сотни — египетских христиан-коптов, вышедших протестовать против сожжения коптской церкви, явилось знаком прискорбного но, увы, абсолютно предсказуемого развития событий. Как предсказуемо и то, что египетская армия отказалась признать свою ответственность, и, несмотря на видеосъемки, на которых демонстрантов давит армейский автомобиль, заявила, что непричастна к гибели людей. Святейший Патриарх Кирилл уже выразил свою солидарность с коптскими христианами, и призвал мировое сообщество встать на их защиту. Примерно также отозвались и другие христианские лидеры. Беда, однако, в том, что дальнейшее развитие событий внушает скорее опасения, чем надежду.
Какие уроки можно извлечь из происходящего? Увы, можно только признать правоту старого изречения — «главный урок истории состоит в том, что люди не извлекают из нее никаких уроков». Сколько раз в мировой истории падение предыдущей власти оборачивалось не светлым царством свободы, а кровавым хаосом, террором, и, наконец, диктатурой? Совсем свежий пример можно видеть в самом арабском мире — Ирак, освобожденный от диктатуры Саддама Хуссейна уже в 2003 году, имел восемь лет на то, чтобы показать миру плоды свободы. И мы их видим — резне между суннитами и шиитами не видно конца и края, две трети иракских христиан (миллион двести тысяч из миллиона восьмисот тысяч человек) бежали из страны спасая свои жизни, территория страны контролируется различными вооруженными группировками
Не нужно быть глубоким специалистом, чтобы понимать, что падение правящих режимов в цивилизационно близких Ираку арабских странах приведет к аналогичному результату — затяжному хаосу и кровопролитию, в ходе которого страдания населения (и, особенно, этнических и религиозных меньшинств) неизмеримо умножатся по сравнению с временами «коррумпированных диктаторских режимов». Тем не менее, «арабская весна» была встречена на Западе с безудержным энтузиазмом, а военная поддержка ливийским повстанцам вызвала только крайне незначительные возражения. Почему? У политических лидеров могут быть свои соображения, а обычные «люди с улицы», по-видимому, просто загипнотизированы мантрами «демократия — хорошо, авторитаризм — плохо», «воля народов к свободе», и тому подобными. Мысль о том, что демократические формы правления в западной Европе и США сложились на определенном культурном субстрате, субстрате, который может быть слаб или вовсе отсутствовать в других странах, слишком сложна для восприятия рядового телезрителя.
Но есть некоторые мысли, которые нам, в России, все же необходимо усвоить. Есть истины, которые не меняются — и они остаются такими же в России начала прошлого века и в нынешнем Египте. Про любую революцию можно рассказать тот же анекдот, который рассказывают про ад. Грешнику показывают, как весело в аду — дым коромыслом, знаменитые люди оттягиваются по полной, масса веселых развлечений — так, что он с радостью соглашается туда отправиться. Когда он оказывается в настоящем аду, он с ужасом спрашивает — «как же так?» «А это был рекламный ролик» — отвечают черти. «Арабская весна! Воля народов к демократии! Сметет коррумпированные режимы!» Толпы смелых борцов за свободу, взволнованные корреспонденты мировых агентств, (с которыми, правда, иногда, как с Ларой Логан, борцы за свободу обходятся чрезвычайно дурно), общая атмосфера подъема и близящейся новой эры.
Потом — хаос, кровь, резня, целые городские кварталы, вынужденные бросать все и бежать, куда глаза глядят, спасая свои жизни. Людям, которые у нас готовы восторгаться «арабской весной» просто не хватает воображения (и соображения), чтобы представить себя на месте событий — или в непосредственной близости от тех самых «повстанцев», «борцов за свободу» и прочих «демократических сил» которыми они склонны восхищаться с безопасного расстояния.
Потому что революция выносит на поверхность худшее, что есть в социуме; разного рода подонки и бандиты, которых до того худо-бедно сдерживает власть, делаются хозяевами положения. Революция — это ужасающее бедствие. И долг любого гражданина — делать все, чтобы она не пришла в Россию. Это предполагает не только противостояние революционным бесам — но и конструктивную критику власти, явные провалы которой несомненно работают на революционеров. С критикой, обдуманными и взвешенными советами и у нас очень плохо — но нам лучше этому научиться. Те, кого не убеждает наша собственная история, могут взглянуть на «арабскую весну».
Алексей Харитонов