В июле 2011 года было перенесено на осень второе чтение Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот документ вызвал в обществе оживленную дискуссию, против его принятия в подготовленном варианте выступил президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль и другие представители медицинского сообщества. После этого обсуждение закона в СМИ и Интернете стихло…
О работе над законом, отвечая на вопросы посетителей своего личного блога, рассказывает Леонид Михайлович Рошаль.
В эти три месяца, после того, как мы остановили принятие закона, была почти круглосуточная работа. Мы разослали проект закона по почти 2 тыс. адресов врачей, опубликовали его для обсуждения на сайте Национальной медицинской Палаты и обсуждали в ЖЖ, впервые в истории государственной Думы дали возможность высказаться всем несогласным на четырех круглых столах, проведено обсуждение проекта закона на медактивах в нескольких регионах.
Замечания к закону уместились более чем 400 страницах. Они все были переданы в Думу и затем с участием Национальной медицинской Палаты через Народный Фронт проведены тяжелые обсуждения с депутатами Думы, представителями Министерства, правительства и др. В результате, в законе было учтено около 100 наших поправок (!), значительно улучшающих суть закона и защищающих как пациента, так и медика. В самое ближайшее время мы опубликуем, чего нам удалось добиться.
Знаменательно, что несколько поправок внесло министерство, признав тем самым, что мы заняли правильную позицию, воспрепятствовавшую принятию закона. Он был очень сырым. Конечно для идеала еще нужно было бы поработать. Нам понятно, что этот закон не решит вопрос о нашей зарплате, т.к. вопрос заработной платы — это вопрос другого закона «О бюджете», участие в котором нашего медицинского сообщества минимально, но мы и здесь кое-что сумели сделать.
На нашем примере показана роль врачебного сообщества в законодательной деятельности. Мы впервые не дали возможности «без участия врачей» принять закон. Нужно признать, что основную нагрузку взяла на себя Национальная медицинская Палата, и без поддержки народного фронта мы бы ничего не смогли сделать.
Так как шла «черновая» работа, мы решили ее широко не освещать. Вероятно поэтому создалось впечатление, что «затихли разговоры о законе». Однако, действительно, в процессе работы мы увидели определенную апатию и неверие медицинского сообщества в то, что что-то можно изменить, что-то можно отстоять.
Оказалось, что большинство врачей этот проект закона даже не читали, как будто он их не касается. Касается и очень касается. Мы понимаем и апатию к различным медицинским ассоциациям и обществам. Ни одна из прежде существовавших медицинских ассоциаций или обществ, действительно, ничего конкретного для медицинских работников не сделала. Некоторые вообще молчали, ничего не предлагали, другие критиковали, но критика повисала в воздухе. Не было решено ни одного конкретного вопроса. Как ничего не сделает и вновь реанимированное сверху Российское медицинское общество, так как в его руководстве сплошные соглашатели или демагоги.
Национальная медицинская Палата реально добилась и создала условия для участия медицинского сообщества в обсуждении проекта закона и реально его изменяла. Нам совершенно ясно, что этот Закон не решит все наши профессиональные и социальные вопросы. Может быть, в какой-то степени улучшит. Но точно не ухудшит, что могло быть и для пациентов и для медицинских работников при принятии закона в том виде, в котором нам его предлагало министерство. Нас впервые по прямому распоряжению В.Путина допустили к рассмотрению законопроекта.
То, что нас раньше обманули и напринимали без обсуждения много разных законов, без четкого обсуждения вопроса о том, какое здравоохранение мы строим, без Концепции развития здравоохранения, у нас никакого сомнения нет, и это останется на совести министерства, если она есть. Сегодня нас поставили перед свершившимся фактом. Фактически, реально мы должны пересмотреть почти все продавленные и принятые законы, которые касаются здравоохранения.
Сейчас мы начали понимать министерскую политику: не решая принципиально кадровый вопрос в муниципальном и государственном здравоохранении, мы вынуждаем медицинских работников переходить в частный сектор здравоохранения и таким образом увеличивать платность медицины. Кто ответит на вопрос, что делать, если в городе, например, один невропатолог, он работал в государственном учреждении и в результате того что государство не создало для него нормальные условия жизни, он переходит в частный сектор? Что делать больным с неврологической патологией? Только за деньги.
Таким образом, государство будет экономить на дважды недофинансируемом здравоохранении, а народ заставят платить за него больше. А денег у народа для оплаты платной медицины нет. Что сделает народ? Выйдет на улицу. Что должны делать, например, коммунисты? Поддерживать политику Голиковой. Мы подумали, не является ли она случайно подпольным членом коммунистической партии?
Получается, что чем хуже, тем лучше. По кадровому вопросу в здравоохранении мы на краю пропасти. Без решения социальных проблем медиков и распределения с этого года выпускников высших учебных заведений, которые обучаются за государственный счет, в практическое здравоохранение, пока не заработают иные механизмы восполнения практического здравоохранения, мы кадровую проблему не решим. Ясно, что при этом мы должны создать для них благоприятные социальные условия. Миллион, предложенный Путиным, — это очень хорошо, но это не все.
Потерпело полное фиаско разработанное под руководством О.Кривонос большинство материалов, относящихся к порядкам оказания медицинской помощи. Введение их в том виде, как они были предложены в обязательном порядке даже с 2013 года, привело бы нас всех прямо к прокурору, т. к. они не исполнимы. Их нужно в корне переработать и, по просьбе регионов, согласовать предварительно с ними.
То же относится и к стандартам, и обязательному их исполнению, которое носит медико-бухгалтерский характер. «Люфт» обязательно должен быть. Иначе опять прокурор. Это относится и к пониманию сути термина «услуга» в отношении государственного и муниципального здравоохранения, также приводящее нас в суды.
Никто не говорит, что государство ничего не делает для здравоохранения, что часть детей с пороками не оперируют бесплатно, что отпущены сейчас большие деньги на укрепление здравоохранения, которые кстати в некоторых регионах плохо используются. Мы говорим о «народном контроле», но где он? За последующие два года мы конечно подлатаем здравоохранение, но всех вопросов не решим. Нам для реализации гарантий оказания бесплатной медицинской помощи не хватает еще около 500 миллиардов.
То, что мы из ямы можем в ближайшее время вылезти только при условии увеличения доли здравоохранения в ВВП, ни у кого не вызывает сомнения, наряду с пересмотром системы последипломной подготовки, которая должна быть персонифицирована и бесплатна для медицинских сотрудников, о чем, надеюсь, будет написано в программе общероссийского народного фронта, и решением массы проблем с качеством и доступностью медицинской помощи, о которых много говорится, но недостаточно делается, либо делается наоборот.
Иногда кажется, что мы только сейчас начинаем вытаскивать и строить наше здравоохранение. Мы опять призывам к единению медицинского сообщества для решения наших задач. Проснитесь, пожалуйста.
Источник: личный блог автора