«Лесник и его нимфа»: повесть о юности и о Боге
Книга рассказывает о мучительном периоде взросления и поисков смысла жизни, который проходят юные герои – студент Саша (Лесник) и школьница-хиппи Лита – в 1980-е годы.
«Подростковый возраст можно сравнить с той эпохой, которую пережили Россия и Церковь в то время», – отметил, открывая встречу, главный редактор издательства «Никея» Владимир Лучанинов. Движения рокеров и хиппи в восьмидесятые были нераздельно связаны с поиском веры, обретением себя, поэтому среди сегодняшних священнослужителей и верующих людей очень много бывших неформалов. Их внешнее поведение в то время могло выглядеть девиантным, но внутренние порывы были чистыми.
«В этой книге нет воды, всё пережито», – отозвался о произведении директор издательства Николай Бреев. Действительно, очевиден автобиографический контекст: первые полторы главы автор, Марина Нефедова, написала в 15 лет, будучи фактически ровесницей Литы. По ее словам, герои «пришли» к ней еще в юности и не оставляли в покое до завершения книги.
«Я окончила геофак, вышла замуж, родила двоих детей. А когда дети подросли, герои пришли и сказали: “Ну что, личную жизнь устроила, теперь пиши про нас!” Мне было жалко расставаться с этими героями», – признаётся автор.
Любовь автора к Лите и Леснику отметил и гость презентации протоиерей Димитрий Арзуманов: «Вы нас пожалели, оставив всех героев в живых! Я уверен, что Лесник всё-таки умрет. Но не так важно, будет ли он жить среди живых, потому что он уже встретил Бога». Отец Димитрий подчеркнул, что в книге, несмотря на то, что она посвящена во многом маргинальной субкультуре, «нет никакой грязи».
Певица Анна Герасимова (Умка), сама прошедшая теми же путями, что и персонажи повести, тоже заметила, что ей «слишком чисто в этой книжке». «Чисто не было, было грязно, – возразила она. – Было весело и страшно, а если не страшно, то не весело».
«Хипповскую» юность вспомнил и протоиерей Алексий Агапов. «Когда мне было лет семнадцать, я очень хотел что-то с собой сотворить, куда-то себя деть. То ли джинсы порезать, то ли ухо проколоть», – смеется он. Параллельно шел процесс богоискательства: «Я прямо помню пересечение Ленинского проспекта и Крупской, когда я шел, и в моем сердце прозвучал голос: “О чем ты мечтаешь – через полгода такими будут все. А то, к чему ты прикоснулся там, всегда будет другое”».
Священник признался, что раньше «никогда не мыслил такими конструкциями». И действительно, через полгода улицы заполонили неформалы, а он крестился.
Роман заканчивается неопределенностью, отмечает отец Алексий. Дальше будут 90-е с их переворотами, свободой, искушениями и массовым приходом людей в Церковь. Священник призывает не осуждать героев за их бурную юность – какой бы путь человек ни избрал, невозможно пройти его без ошибок: «Придя в Церковь, можно так и не встретить Бога, и можно встретить Бога, не придя еще в Церковь». Зато, по мнению отца Алексия, «прошлое можно изменить (…) То, что в Церкви называют покаянием, и есть изменение прошлого». Возможно, именно поэтому книга «Лесник и его нимфа» отличается такой чистотой.
Многочисленные приметы времени обнаружил в произведении филолог и радиоведущий Леонид Клейн. «Достать лекарства, достать билеты, набрать 9 копеек, чтобы купить что-то – бесприютность позднего советского времени есть в этой книге», – отмечает он.
«Когда героиня хочет сказать «облом», она говорит «оплот» (цитируя гимн СССР: «Дружбы народов надежный оплот»). Получается, что советский идеологический трэш выражен здесь одной деталью», – подмечает Клейн. Он считает, что повесть построена не на сюжете, а на художественном образе, а ее название отсылает ко многим моментам как в романтической, так и в современной литературе. Но главное, что «держит» произведение – это два прекрасных героя.
«Это очень правильно, – уверен радиоведущий, – потому что идеология имеет срок годности, а художественный образ живет гораздо дольше». И в то же время здесь просто и прямо говорится о Боге.
«Я плакал на последних страницах, – признаётся Клейн, – потому что он должен был умереть, этот герой, он уже подарил ей всё, она уже получила этот опыт, она уже всё равно стала другой, она уже поняла невероятную сладость и удовольствие от жертвы, которая не есть жертва, а есть любовь».
На вечере также выступили музыканты – легендарная рок-исполнительница и филолог Умка (Анна Герасимова), джазовая певица Алина Ростоцкая, вокалистка Саша Арбацкая, группы «Новые дни» и «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки». Ведь о повести, посвященной жизни хиппи 1980-х, проще спеть, чем рассказать.
Текст Марии Хорьковой
Фото Анны Гальпериной