Предлагаем беседы с лауреатами Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» 2012 года.
Людмила Шевченко, профессор кафедры педагогики ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», директор Духовно-просветительского культурного центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия.
Второе место — за работу «Духовно-нравственная культура. Добрый мир. Православная культура для малышей». Учебно-методический комплект в составе 9 пособий. Номинация «Лучший издательский проект года».
Забота и любовь
То, что вспоминается прежде всего, когда думаю о детстве, о семье — забота, любовь.
Родители заложили основу мировосприятия, нравственных привычек, показали пример: жизненные ценности – это уважение, послушание к старшим, помощь старым людям – обязательно уступать место, дорогу, помочь нести тяжелое; трудолюбие, ответственность в выполнении своих детских обязанностей — результат выполнения твоей хоть небольшой работы должен быть отличным, дело нужно доводить до конца; честность, и соответственно, противоположное – стыдно не выполнять своих обязанностей, быть непочтительным к старшим, проявлять нелюбовь к людям, быть грубым..
Школа (специальная музыкальная школа при Консерватории) приучила не только к труду, благодаря ежедневным многочасовым, самостоятельным профессиональным занятиям, не только дала глубокие знания… У нас были очень хорошие учителя — профессионалы, заложившие основу общекультурного кругозора, понимание того, что корнями русской и зарубежной культуры, творчества выдающихся композиторов, художников, поэтов (С.В.Рахманинов, П.И.Чайковский, И.- С. Бах, И. Крамской, А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский и многих других) является религиозная культура. И хотя в те годы в школах слово «религиозная культура» не употреблялось, мы воспитывались в ее лоне.
Посещая Третьяковку (нас водили туда на школьные занятия), размышляли над сюжетами религиозной живописи. Например, рассматривая картину Ивана Крамского «Христос в пустыне», задавались вопросом: Кем Он был? Глядя на полотно Николая Ге «Что есть истина?» — задумывались, откуда эти слова?
Хотя, конечно, такие слова, как искушения, Евангелие тогда воспринимались нами поверхностно. Но, слушая и исполняя музыку Чайковского, Рахманинова, Танеева и других композиторов, читая стихотворную основу, узнавали слова «псалом», «псалмодия», «колокола», «благословение», мы слухом, душой «впитывали» их звуковое церковное многоголосие на концертах в Консерватории наших выдающихся учителей, а позже – и в московских храмах: Всех скорбящих радосте на Ордынке, Воскресения Словущего на улице Неждановой…
Наше вхождение в храм было неотвратимым, но длительным процессом. Понимание Церкви как центра духовной жизни пришло в зрелые годы….
Как создавались учебники православной культуры для детей?
Спустя многие годы эти впечатления нашли отражения в учебных книгах для детей: для малышей «Добрый мир. Православная культура для малышей», для семейного чтения «Отчий дом», для школьников «Наследие веков живое», «Просветители» и во всех учебниках «Православная культура» для 1-11 классов, работа над которыми началась по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В них я постаралась сохранить тот культурологический подход в изложении религиозной культуры, который когда-то помог мне принять ее как важнейшую часть своей жизни.
Комплект «Добрый мир», учебник «Духовное краеведение Подмосковья», книги «Отчий дом», «Наследие веков живое», «Просветители» были созданы по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, который на протяжении многих лет оказывал духовную поддержку, являясь примером самоотверженного служения на благо Церкви и Отечества.
Большая поддержка в работе была оказана Министерством образования Московской области и лично Лидией Николаевной Антоновой. Комплект «Добрый мир» был создан во взаимодействии с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, во главе с митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием, предоставившем детские рисунки участников конкурса «Красота Божьего мира».
Школа не может заменить собой духовную жизнь в храме. Перевести детей через этот порог могут только родители или священник. Свобода выбора сохраняется. Но дать знания о богатейшем пласте духовной культуры – это обязанность школы. Каждый ребенок должен иметь право получить эти знания в государственной системе образования.
Главное в жизни
В разные периоды жизни мы выделяем в ней что-то как наиболее важное: семья, воспитание детей, работа. Педагогическая работа по содержанию и смыслу есть служение. Но служение ближним есть и смысл семейной жизни. Цели, как видим, те же.
Более десяти последних лет нам пришлось заниматься разработкой нового в то время для государственной системы образования направления – православного образования в общеобразовательной школе.
Так с 2000 года формировалось научное направление: «Духовно-нравственная культура в системе образования России». Сегодня – это уже почти 50 учебно-методических пособий, которыми пользуются преподаватели в разных регионах России.
В 2001-2002 годах был разработан Обязательный минимум по учебному предмету «Основы православной культуры», который бы принят Координационным советом по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви в мае 2002 года.
За последующие годы были разработаны и стали использоваться в школах 57 регионов Российской Федерации учебно-методические комплекты «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для 1-11 классов российских школ; пособия для внеклассной работы: «Отчий дом», «Наследие веков живое», «Просветители», работа над которыми шла в рамках программы Министерства образования Московской области; учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений «Духовно-нравственная культура. Добрый мир. Православная культура для малышей» в составе 9 пособий.
В 2009-2010 годах был разработан в рамках программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (учебный модуль «Основы православной культуры») учебно-методический комплект «Основы православной культуры».
Учебник рекомендован Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и с 2013 года вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных для школ Российской Федерации для изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4 классе.
С 2007 года нами ведется подготовка педагогов к преподаванию духовно-нравственной культуры на базе разработанных Духовно-просветительским культурным центром им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета программ: «Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении»; «Духовно-нравственная культура. История и культура религий. Православие».
Сегодня – это уже более тысячи педагогов Московской области, которые самоотверженно трудятся на ниве духовного-нравственного просвещения детей.
«Лествица педагогической любви»
Что мы считаем наиболее важным в подготовке педагогов? Когда-то мы познакомились с текстом 13 главы 1 Послания святого апостола Павла Коринфянам.
С тех пор его слова о любви уже почти два десятилетия являются «духовным маяком» для нас и нескольких поколений наших студентов – будущих учителей. Они учат нас любви к детям, терпению, милосердию. Еще в 90-е годы мы с нашими студентами, опираясь на слова апостола, создали «Лествицу педагогической любви», которая является и сегодня в Московском государственном областном университете основой в развитии нравственной культуры будущих учителей православной культуры, духовного краеведения .
Христианская любовь – то духовное основание, которое объединяет людей всех поколений и профессий: родителей, детей, учителей, студентов – всех.
Людмила Леонидовна Шевченко – заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, директор Духовно-просветительского культурного центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского Государственного областного университета, действительный член Международной педагогической академии, член Союза писателей России, член Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Московской области и Московской епархии Русской Православной Церкви. С 1987 года ведет работу по подготовке учителей на кафедре педагогики Московского государственного областного университета, на базе Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия. За разработку комплекса учебных пособий «Духовно-нравственная культура. Православная культура», воспитание духовно-нравственной культуры школьников, подготовку педагогов удостоена диплома конкурса на соискание премии Центрального Федерального округа «За нравственный подвиг учителя», отмечена в качестве номинанта конкурса премии Митрополита Московского и Коломенского Макария. Учебные пособия «Православная культура» 6-7 годов обучения «Святая Русь» являются призером III открытого конкурса книжных изданий «Просвещение через книгу», проходившего в рамках церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь» (Диплом 1 степени).
За труды на ниве духовно-нравственного просвещения награждена: орденами преподобного Сергия Радонежского 3 степени, святой равноапостольной княгини Ольги 3 степени Русской Православной Церкви; медалями «За жертвенные труды» Московской епархии РПЦ, «Приморские образовательные чтения» 1 степени «За выдающийся вклад в дело духовно-нравственного просвещения жителей Приморского края», Патриаршей грамотой «За усердные труды во славу Русской Православной Церкви», Почетными и Памятными грамотами Министерства образования Московской области и Московской епархии Русской Православной Церкви, Московской городской Думы, «Благодарственным письмом» и Памятным знаком губернатора Московской области за труды по духовно-нравственному воспитанию молодежи и подготовку педагогических кадров. Все разработанные учебные пособия по духовно-нравственному воспитанию широко используются в педагогической практике в разных регионах России.
Читайте также: