Личная платформа, или Стоит ли спорить о политике
Источник: Нескучный сад
Этот год проходит под знаком выборов. О политике спорят по ТВ, радио, в газетах. Политика проникает в нашу жизнь вне зависимости от убеждений и гражданской активности. А там глядишь — и в очереди за хлебом впал в полемику со сторонником какой-нибудь не той партии. И сам обиделся, и человека обидел — не по-христиански как-то! Корреспондент журнала Нескучный сад Алексей РЕУТСКИЙ опросил людей самого разного рода занятий о том, какое место в их жизни отведено политике. И стоит ли православному христианину обращать на нее внимание?
ЛОНГИН, епископ Саратовский и Вольский: Интерес к политике — обязанность священства
— Думаю, что церковное сообщество приходит к осознанию: нам нужно научиться достойно отвечать на некорректные выпады против Православия со стороны наших недоброжелателей. Кроме того, и священники должны быть в курсе тех событий, которые происходят в стране и мире. В некоторой степени это даже их обязанность, ведь люди часто спрашивают совета, интересуются их мнением о том, как следует относиться к тем или иным явлениям. Но нужно помнить, что священник не должен участвовать в политической борьбе. Каноны Церкви прямо запрещают ему «входить в распоряжения мирскими делами» (третье правило IV, десятое правило VII Вселенского собора).
Однако «нужды ради и закону пременение бывает». В истории были случаи, когда священнослужители были вынуждены — я подчеркиваю это! — брать на себя попечение о народе. Вспомним роль патриарха Ермогена в преодолении Смутного времени на Руси в начале семнадцатого века: если бы не его послания, не было бы народного ополчения Минина и Пожарского. Почти нашим современником был первый президент Кипра архиепископ Макариос (1913-1977), под руководством которого эта республика обрела независимость. Однако не всегда такое участие священнослужителей в управлении государством было насущной необходимостью, и я бы не стал называть это политической деятельностью.
Что же касается того, должен ли священник говорить о своих взглядах прихожанам, если они его спрашивают, при личном общении, — почему бы и нет? Однако он не имеет права превращать амвон в место политической пропаганды, призывать к каким-либо действиям, высказывать свои политические воззрения во время проповеди. Должна сохраняться та грань, которая отделяет обычный гражданский интерес человека, неравнодушного к тому, что происходит в его стране, от священнического служения.
Александр КАБАКОВ, писатель: Ссоры на политической почве — это нормально
— Политика — это серьезное дело, результат этой работы имеет существенное значение, почему же тут не может быть конфликтов? Это же не погода, не кулинарное искусство. Ведь из-за политики воевали когда-то, на смерть шли, брат на брата, сын на отца. У меня был случай, когда мы поссорились со старым приятелем. Он недоброжелательно отозвался о Церкви (это было расхожее обвинение, что Церковь сотрудничала с советской властью и пр.), я возразил ему, тогда он отозвался оскорбительно. После этой ссоры мы долго не общались. И когда я обдумывал причину этой ссоры, то пришел к мысли, что так проявились наши старые расхождения: он — такой вольнодумец-либерал, человек, увлеченный общественными проблемами, а я не во всем разделяю его взгляды. Политика в данном случае была той гранью, которая отразила разницу нашего отношения к жизни в целом. И это нормально. Хотя с другой стороны, политика может и не интересовать мирного обывателя, занятого своими проблемами. И в этом случае ссор не будет. Политикой занимаются люди с мощным общественным темпераментом или профессионалы.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Пыжах: Не вижу смысла идти на выборы
— Политика, как давно было сказано, — это любовь к Отечеству (от греч. — искусство управления государством). Но эта любовь должна быть связана прежде всего с любовью к Богу. У нас есть два священных понятия: вера и Отечество. Земное Отечество не может быть по-настоящему устроено без нашей первостепенной заботы о небесном Отечестве. Цель подлинной политики, с моей точки зрения, — обеспечить наилучшие условия для того, чтобы максимальное число людей могло прийти к вере.
Сказать, что политика — ничто для христианина, это все равно что сказать: «1917 год и последующие гонения на Церковь нас не касаются. Наше дело — только молиться». Да, любящему Бога все содействует во благо, но мы знаем, что во времена этих гонений явился не только небывалый сонм мучеников, но и небывалое отступничество. Ясно, что испытания, которыми Господь посетил нашу Церковь, не были последними. И это связано с политикой.
На мой взгляд, теперь выборы все более приобретают тот же смысл, что и в советские годы. Можете ходить на выборы, можете не ходить. Не имеет никакого значения. Все подсчитают, как им надо. Об этих манипуляциях постоянно пишет пресса. Участвовать в таких играх — скучное занятие. Был момент, когда казалось, что можно переломить ситуацию. Например, в 1996 году, когда шла речь о сохранении России и реальной защите нравственности. Тогда президентом мог быть избран кандидат от народно-патриотических сил, для которого вопрос противостояния нравственному распаду общества не стоял на периферии. Сейчас я не вижу такой возможности. Разрешения нынешней ситуации «демографического и нравственного кризиса» с помощью выборов не видно.
Николай КОТРЕЛЕВ, завсектором «Литературное наследство» Института мировой литературы РАН: Христиане в ответе за мир
— Я думаю, православному человеку надо быть политически активным. Человек — венец творения, и, следовательно, человечество в ответе перед Богом не только за себя самое, но и за всю Вселенную. Христиане — соль земли. В пределах разумного представления о мире именно на христианах лежит, в конечном счете, ответственность за все, что с миром станет. Как же не заниматься политикой, организацией общего дела всех людей друг перед другом и перед природой?! Все-таки прожить свою жизнь будет более правильно, если понимать, что происходит в мире помимо твоих собственных чувств и мыслей. Ведь политика — не то, что происходит в Госдуме. Это вся общественная жизнь человека. Это то, как ведет себя группа людей, к которой ты принадлежишь, ее отношения с властью. Следовательно, первый долг христиан — бороться за то, чтобы политика ни в коем случае не была «грязным делом». Грязь, которою полна политика внешних, должна оставаться у границ христианского мира, христианский политик не имеет права пятнать ризы Церкви. Но и чураться работы в грязи мы не имеем права, иначе мы отдаем наше потомство в разврат лежащего во зле мира.
Олеся НИКОЛАЕВА, поэт, прозаик, эссеист, доцент Литературного института им. Горького: Право на гражданское неповиновение
— Если у человека есть гражданское самосознание, то почему бы ему не отстаивать свои политические взгляды, тем более если за ними стоят религиозные убеждения. Часто во время встреч с читателями мне задают вопросы, имеющие политическую окраску. Однако для меня как для верующего человека всякая политическая дискуссия сводится к положению Церкви при той или иной системе власти. Именно эта проблема является центральной, а все остальные вопросы общественно-политической жизни группируются вокруг нее и решаются исходя из нее.
В этом понимании политики мои друзья являются моими единомышленниками. Но вот в дискуссиях, которые ведутся на некоторых общественных площадках — на телевидении, в радиоэфире, на «круглых столах», я подчас сталкивалась с оппонентами, которые не то чтобы даже придерживались иной точки зрения, но выражали совершенно другую ментальность, с другими базовыми установками и понятиями. И с ними мне было очень трудно полемизировать, потому что надо было каждый раз расшифровывать, что они имеют в виду под тем или иным термином. Что они имеют в виду под словом «народ», «демократия», «Запад» и так далее. А кроме того, я всегда очень горячо реагирую на антицерковные выпады — тут срабатывают какие-то мои «болевые точки», и мне кажется, что в воздухе начинает припахивать этим гнилым запашком большевизма…
Я полагаю, что поскольку члены Церкви являются еще и гражданами своей страны, то ничего нет предосудительного в том, что они могут интересоваться политикой и общественной жизнью, ходить на выборы, поддерживать ту власть, которая не наносит вреда Церкви, и, напротив, противостоять властям в тех случаях, когда они посягают на свободу и религиозную совесть верующих, когда они насильственным образом пытаются заставить христианина отречься от Христа или вступить на путь греха. В этом случае нам позволительно оказать этим властям гражданское неповиновение, как это сказано в Социальной концепции Русской Православной Церкви.
Владимир ЛЕГОЙДА, главный редактор журнала «Фома»: Вопросы добра и зла решает не политика
— К сожалению, конфликты на политической почве возможны и сегодня, поскольку не у всех людей есть общая позиция по самому главному вопросу: духовно-нравственному. Между тем политика не та сфера, где решаются вопросы добра и зла, а прежде всего сфера взаимодействия государства и общества. И когда объясняешь это своим оппонентам, накал политического спора обычно снижается. Священник причащает из одной Чаши членов самых разных партий, если они исповедуются и подходят к Святым дарам с сознанием собственной греховности. И со стремлением к исправлению. И когда здесь у людей есть согласие, то для них уже ничто иное не может быть поводом для фатального конфликта. И наоборот, если мировоззрение человека определяют только — или прежде всего — его политические взгляды, то у него могут быть серьезные конфликты с оппонентами.
Однажды я был свидетелем, когда кто-то из политиков спросил одного из наших иерархов, почему Церковь не поддерживает его политическую партию, ведь ее фундамент строится на консервативных, здоровых началах. На что прозвучал ответ: «Церковь не может поддерживать какую-то конкретную партию, но она с радостью принимает всех, кто в нее приходит». Потому что Церковь создана Христом, Который был открыт для всех. Таким образом, Церковь — это та сила, которая помогает обществу решить нравственные вопросы, и если они решены, то вопрос политических разногласий снимается в рабочем порядке, не нанося серьезного морального урона никому из спорящих.
Алексей УЛЬЯНОВ, начальник управления по контролю и надзору в промышленности, строительстве, металлургии и рудно-сырьевом комплексе Федеральной антимонопольной службы: Не быть бессловесным бараном
— Христианину обязательно надо заявлять о своих политических убеждениях, потому что политика — это то, что объединяет людей. Если человек уходит от участия в общественной жизни, он ведет себя как бессловесный баран. Мне случалось ссориться с людьми из-за расхождения в политических взглядах. Причем среди тех, кто переставал со мной общаться, узнав о моих политических убеждениях (я член партии «Яблоко»), были православные. Нетерпимые к чужим политическим взглядам есть везде: и среди коммунистов, и среди демократов, либералов, социалистов…
Анна ДАНИЛОВА (ЛЮБИМОВА), старший преподаватель филфака МГУ им. М. В. Ломоносова, главный редактор интернет-журнала «Правмир»:
Политику — в социальное русло
— Сложно провести границу между тем, что является разговором о политике, а что нет. Когда в магазине перед тобой в очереди старик пересчитывает монетки — хватит — не хватит на выбранные продукты, когда многодетная мама, дождавшись с работы мужа, бежит подрабатывать уборщицей в соседнюю школу, а денег все равно нет, когда у нас в больницах нет крови для переливания — это все политика или нет? Когда с лица земли стираются целые государства: полуразрушенная Сербия, теперь Ирак — это ведь тоже политика?
Сказать, что «политика — это грязное дело» — несомненно, очень удобно. Но все те вопросы, которые мы называем политическими, на самом деле глубоко связаны с вопросами социальными. И, на мой взгляд, православного человека не может не волновать, что станет с его земным Отечеством, православный человек не может не хотеть того, чтобы его соотечественникам жилось лучше, чтобы молодые семьи не скитались по съемным квартирам, чтобы больше усыновляли детей, чтобы при школах не распространялись наркотики итд.
С другой стороны, политика существует и как стремление добиться собственной власти, когда человек стремится во власть чтобы просто там быть и иметь некие преимущества для себя, а не чтобы реально помогать людям. Поэтому становится очень грустно и больно, когда, сколько не пытаешь проследить за заседаниями Думы, в основном только и видишь многочасовые дебаты о том, сколько мигалок должно быть на машине у депутата. Светские аналитические издания публикуют целые рейтинги тог, кто из политиков сказал больше банальностей на неделю. Странно смотреть обсуждения бюджета, когда принимаются поправки к законам об увеличении пособий, допустим, на 1 0 %, что в реальности означает увеличение с 200 до 220 рублей.
У ораторов есть такое правило, прежде чем готовить речь, надо понять, что именно ты хочешь сказать, и есть ли тебе вообще, что сказать людям. Так и в политике: идти во власть нужно (хотя и понятно, что это утопия), когда хочешь реализовать конкретные подуманные программы, которые реально смогут кому – то помочь. Иногда только на политическом уровне возможно наиболее эффективное противостояние злу. « Сопротивляться злу следует, во-первых,- внутренним растворением, претворением и преображением злого чувства, во-вторых,- внутренне-внешним понуждением и дисциплинированием злой воли, в-третьих,- внешним понуждением и пресечением злого дела », – писал Иван Ильин в книге «О сопротивлении злу силой».
Можно высокомерно-презрительно сказать, политика — это дело грязное, дело темное, дело неправославное. Однако политические методы могут решить многие неразрешимые задачи. Сколько у нас существует фондов, собирающих деньги на операции больным детям! Деньги собирают, но не всем. А ведь если бы нашлись те, кто смог бы провести соответствующие законы в жизнь, например. закон о 100% бесплатной медицине не территории РФ, увеличение пособий инвалидом до реального прожиточного уровня, пособия пенсионерам и многодетным итд, – тогда бы помочь получилось всем, а не только тем, кому удалось собрать средства через фонды, и кто нашел в себе силы просить о помощи.
Политика – это еще одно звено в бесконечной цепи предметов, которыми можно творить добро, а можно совершать зло. И хочется надеяться, что именно нашим неравнодушием и стремлением помочь всем нуждающимся в помощи, и можно будет что – то изменить в этой неприступной и жестокой системе.
Капитолина КОКШЕНЕВА, доктор филологических наук, заведующая отделом критики журнала «Москва»: Время, когда из-за политики рушились семьи, прошло
— Думаю, что сегодня острого разногласия на политической почве, доводящего до разрыва между близкими людьми, быть не может. Времена, когда после выборов сын-коммунист, а родители — сторонники Жириновского долго не общались друг с другом, прошли. На мой взгляд, объясняется это тем, что, во-первых, партии не выполняют заявленные программы, во-вторых, нет ярко выраженной идеологической и политической индивидуальности ни у одной из партий, и в-третьих, мы никогда не знаем, что происходит в партиях на самом деле. СМИ не описывают реалий истинной партийной жизни, а занимаются лишь вздуванием имиджа партий перед выборами. Если это так, то может ли это быть поводом для серьезных разногласий, тем более с близкими людьми?
7 декабря 2006 года вступил в силу Закон об отмене минимального порога явки избирателей. Теперь выборы в РФ признаются действительными вне зависимости от процента проголосовавших на них граждан. До этого выборы считались состоявшимися, если в них участвовали 20% на региональных выборах, не менее 25% — на федеральных парламентских и не менее 50% — на президентских. В 2003 году явка на парламентских выборах составила 55,7%, на президентских 2004 года — 64,3%. В 1999-м — 60,5% и 68,6% соответственно. Для сравнения: в США средняя явка на федеральных выборах — 65-75%, причем на выборах в конгресс она иногда опускается и ниже 60%. В Европе традиционно активность избирателей выше. Так, в президентских выборах 2002 года во Франции приняли участие 79,7% граждан |