Ведущая утреннего выпуска новостей на Первом балтийском канале Елена Соломина без запинки прочла в прямом эфире скороговорку длиной в две с половиной минуты. Такая практика для журналистов звучащих СМИ — необходимая разминка или способ поднять себе настроение? Отвечает ведущая вечернего эфира на Коммерсант ФМ Ксения Туркова.
В любой компании всегда найдется человек, умеющий шевелить ушами, доставать языком до носа или двигать правым глазом, оставляя левый неподвижным. Я владею всеми тремя навыками. В школе развлекала ими одноклассников, теперь пугаю и веселю детей знакомых – всегда идет на ура.
Со скороговорками в среде журналистов звучащих СМИ примерно та же история. Большинством они воспринимаются как некое развлечение, смотри-как-я-умею, повод посмеяться. Можно еще сравнить это с отношением к технике игры на гитаре, например: «Как пальцы бегают!» А тут вызывает восхищение способность в буквальном смысле слова молотить языком.
Именно поэтому ролик со скороговорящей барышней из Эстонии вызвал такой ажиотаж и такое цунами перепостов. Все писали, что восхищаются ведущей, но на самом деле оценить по скороговорке, пусть даже такой длинной, работу в эфире сложно. В общем, недостаточно произнести все это безобразие без запинок, чтобы получить гордое звание теле- или радиоведущего.
Нужны ли скороговорки ведущим и помогают ли они им в работе? Прежде всего, речь тут о каждодневной помощи, о некоем джентльменском наборе действий, которые эфирный журналист совершает (или не совершает) перед эфиром.
Еще несколько месяцев назад, когда я вела на Коммерсант ФМ утренний, а не вечерний эфир, я действительно пользовалась скороговорками. В 6 утра речевой аппарат по степени живости больше напоминает посмертную маску, поэтому размять его с помощью классических «Бык тупогуб» было очень даже неплохо. Правда, в моей 12-летней практике работы на телевидении и радио это был, как ни странно, единственный момент обращения к скороговоркам перед эфиром. Не знаю, хорошо это или плохо, но мне больше они как-то никогда были не нужны. Хотя как веселый жанр очень мне нравятся.
Несколько лет назад, еще во время работы на другой радиостанции, «Эхо Москвы», я даже придумала несколько фирменных эховских скороговорок с фамилиями ведущих, например:
«Щуплый Плющев пуще щупа»,
«Гулько с клюкой гулким лугом гулял» ,
«Бунтовал бонтонный Бунтман с бантом в унтах»,
«Фигурируя на Гоа, урвала Фельгенгауэр у фельдъегеря фуру фуа-гра» и, наконец,
«Нет киднеппингу», — скандировали бенедиктинцы, демпингуя под диктовку Венедиктова».
Мои коллеги из разных СМИ, как показал небольшой опрос в Фейсбуке, в целом подтверждают: скороговорками они пользуются редко. Так, например, известный журналист Маша Слоним призналась, что за всю свою долгую эфирную жизнь не пользовалась скороговорками ни разу. Ведущий «Эха» Алексей Осин написал: «Не, не пользуюсь, разве что ради развлечения… На дороге холм с кулями. Взойду ль на холм, куль поправлю».
А вот журналист канала Евроньюс Денис Локтев говорит, что обязательно разминается перед каждой озвучкой — так, по его мнению, улучшается тембр голоса и четкость речи. Правда, тут же уточняет: «К тому же французских звукорежиссёров всегда очень смешат русские скороговорки. Я разминаюсь, пока они регулируют свою технику». Ему вторит и журналист НТВ Елизавета Листова: «Я любила «На мели мы лениво налима ловили», но больше для настроения, чем для «речевого аппарата». Кстати, мой трехлетний сын страшно любит скороговорку про быка, часто просит ее повторить и каждый раз буквально падает от смеха — ему кажется смешным сам процесс быстрого проговаривания этих звуков.
Способность говорить четко, не запинаясь и соблюдая нужный темпоритм, — умение, безусловно, важное. Но оно достигается не только скороговорками. И уж конечно, как я уже писала, само по себе умение строчить как пулемет сказ о налиме не является показателем профессионализма.
Тут кто-то может подумать, что я пытаюсь доказать ненужность скороговорок. Но это не так, конечно. Все-таки разминка (кому надо) — это раз. Хорошее настроение — это два. И развитие речи, между прочим, это три. Попробуйте сами сочинить несколько скороговорок — и вы убедитесь в справедливости последнего пункта.
Кроме того, может пригодиться и тем, у кого не очень хорошо с орфографией — скороговорки приучают запоминать визуальный облик слова. Ведь есть как раз такой секрет: чтобы правильно произнести скороговорку, надо запомнить последовательность чередующихся в ней «главных» звуков. Например, представить скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» в виде последовательности ШСШШССССШ и пытаться как бы продвигаться по ней, произнося слова. Не думайте, что я сошла с ума, это правда помогает!
В общем, если говорить о соотношении приятного с полезным в скороговорках, то я бы отметила все-таки перевес приятного для нас, ведущих. Приятно слушать такие «горячие эстонские новости» и ими восхищаться, приятно самим показывать скороговорочные «фокусы», приятно придумывать что-то новое.
Я вот уже подумываю о том, чтобы зашифровать в скороговорки главные новости недели. Если мне это удастся, уже никакой текст не будет страшен.
Читайте также:
Игорь Кириллов: «Телевидение – это искусство, а не бизнес»