Архангел Гавриил на тунике, мозаика с императором Константином на клатче, крест на каблуке — в новой коллекции Dolce & Gabbana щедро использованы византийские мозаики. На сайте журнала Vogue размещены фотографии новой коллекции — случайно или намеренно в техническом описании пронумерованные 666×1000?
Могут ли священные образы так использоваться в секулярной культуре? Возможно ли из таких образов черпать идеи для православной моды? Или такое переосмысление кощунственно и нуждается в порицании?
>>>Иконы на чашках, тарелках, майках — благочестие или кощунство? — ОПРОС
Игумен СПИРИДОН (БАЛАНДИН), проректор Саранского Духовного Училища
Несколько замечаний по поводу новой «византийской» коллекции дома Dolce & Gabbana.
1. Подиум — мир идей, а не прилавок магазина, не всё здесь предназначено для повседневного ношения (даже если написано Ready-To-Wear). Не исключение и этот показ — мы видим концепт, вектор прежде всего.
2. Это богатая, роскошная, царская коллекция — соответственно минимализм находится на другом полюсе. Нахмурившиеся сурово женщины! Проверьте, возможно Ваше неприятие основано именно на особенностях вкуса в целом, а оскорбление религиозного чувства — лишь повод вставить шпильку ненавистной тенденции в моде.
3. Не стоит бить обухом по голове всю коллекцию, подход к творению известных мастеров обязан быть дифференцированным. Некоторые вещи, при всей красоте, действительно не стоило бы одевать вовсе; некоторые вещи — явный перебор и профанация сакрального (например, лик на каблуке), но в данном случае ложка дёгтя да не портит всего впечатления.
4. Крест — священный символ, но мы иногда демонстрируем его золото на людях. Носим платочки с изображениями святых и Самого Господа, а если кто стесняется перекреститься на людях — это уже грех. Учтём и эти моменты прежде чем перейти по ссылке и открыть коллекцию.
5. И последнее. Ответим себе на вопрос: почему дерево иконостаса может нести на себе священные символы, а женщина, образ и подобие Божие, — нет. Может. Вопрос в условиях, где? и как?
Лично я рад, что столь известные мастера в мире высокой моды обратились за новыми вдохновениями к Византии и родили в красоте.
Кира САЛИМОВА, художник
О примиряющей силе искусства или Византия Mon Amour
Доменико Дольче и Стефано Габбана умеют вызвать оживлённую реакцию публики и споры об уместности того или иного стилистического приёма. Вот и сейчас во время модного показа осень-зима 2013-2014 на Milan Fashion Week известный дом мод представил всему миру свою новую коллекцию, которая особо поразила зрителей своей смелостью.
Всё дело в том, что в самом начале показа Dolce & Gabbana выпустили на подиум моделей в эпатажных нарядах, повторяющих рисунки самых известных византийских мозаик. А среди аксессуаров бросались в глаза наперсные кресты с украшениями, и такой крест носить получает право далеко не каждый православный священник.
Интересно, предполагал ли итальянский дом мод Dolce & Gabbana, что их коллекцию осень-зима 2013-2014 будет так активно обсуждать православный сектор русскоязычного Интернета? Что показ уж очень напомнит нам о больной теме ушедшего 2012 года? Ведь, перефразируя известный анекдот о Российском и мировом экономических кризисах, можно сказать, что первую годовщину выступления группы PR Россия отметила с мировым размахом. Но, что интересно, хоть тема и больная, и основная реакция при просмотре слайд-шоу коллекции — это «ужас» и «кощунство», смотреть на отдельные модели хочется снова и снова, а слово «красиво» в обсуждениях коллекции встречается даже чаще, чем ноты возмущения.
Так что же это было? Древнеевропейская тоска по истинным ценностям или вызов христианской общественности? Дешёвым назвать этот вызов, правда, не поворачивается язык, потому как в средствах авторы не поскупились: роскошные ткани, тончайшие вышивки, удивительно гармонично сочетающиеся с галунами, блёстками, разнообразными стразами, изысканным кружевом. Царственный пурпур и охра, благородно переходящая в золото. Строгость силуэтов, не отвлекающая от содержания.
Но стоп.
Уже с первых моделей так родственно, по-детски искренне смотрят на нас лики святых и ангелы. Размещённые между персями барышень, в области животов и на полах длинных одежд, а иногда и взирающие из-под пятки, так как наклеены на каблуке красавицы. А какое бурное оживление среди священства вызвали внушительные кресты с украшениями, используемые в виде бижутерии! Так можно ли назвать подиумное искусство просто коллекцией идей, зоной, свободной от какой-либо оценки?
А в плане идей авторы пошли идеально простым путём , взяв за основу готовую, проверенную временем колористику, процитировав целые композиции и формы, мало того, формы сакральные, написанные у нас на скрижалях сердца, вызывающие стопроцентный отклик. Интеллигентно, красиво провели акцию. Даже фантазии на тему стали возникать.
Вот воскресным солнечным утром идет из храма жена главы администрации, а в руке у неё сумочка-клатч. Клатч с иконографическим изображением. На изображении Святой правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, но и сумочка не проста — в ней женщина несёт просфоры своей болящей матери. А вот венчание дочери министра, и на невесте удивительное платье, последний вздох европейской моды: простого покроя балахон, скроенный на манер стихаря, а на груди шитая золотом композиция, взятая в круг из драгоценных камней: Император Лев VI Мудрый (Философ) у ног Спасителя вымаливает прощение за четвёртый брак. Точная копия мозаики из Константинополя. Да что греха таить, я сама присмотрела сумку-сундучок, вот бы нам такую на приход в качестве церковной кружки! И обходить молящихся: «Пожертвуйте, мол, на реконструкцию!» Какая была бы эстетика!
А вот в плане эстетики майки с изображениями Голгофского Креста и текстами молитв сильно проигрывают. И мы ничуть не лучше поступаем, если их носим, снимаем и бросаем в барабан стиральной машины вместе с кухонными полотенцами. Поэтому замечание в стиле «а вот бы на них православных активистов» мне совсем не кажется остроумным. Мы тоже носим, мнём, кладём в шкаф подобные вещи наряду с гораздо более легкомысленными одеждами.
Вот и показала нам заморская красавица как в зеркале меру всех вещей. Вот и пришла пора разобрать гардероб. А как конструктивно, уважительно идёт полемика! Зачарованно смотрит и пересматривает отечественный зритель слайд-шоу. Замечает: тут бы длину прибавить, а тут — икону убрать. Туфли ничего, ведь у них на каблуке цветочек, а не крестик. Хочется цветочка, а значит всё в порядке с благоговением. Да я бы сама такого льва себе да на кичку!..
Есть ещё один замечательный эффект от просмотра работ Доменико Дольче и Стефано Габбана. Признаться честно, когда я отследила свою реакцию на эпатажную коллекцию, то заметила, как ослабел мой интерес к вопросу о женском священстве. Посмотрите на эту красоту, на эти лица!
Пожалуй, тут лучше Бориса Борисовича не скажешь:
На их грудях блестит французский крем;
Они снуют с бесстыдством крокодила…
Гори, гори, мое паникадило,
А то они склюют меня совсем.
>>>Иконы на чашках, тарелках, майках — благочестие или кощунство? — ОПРОС
Подробное обсуждение данной темы с экспертами в области истории моды и византийского искусства читайте на портале МАТРОНЫ.РУ
О лике и маске Византии: мнение экспертов (+Видео) (+Фото)