Игры в болезнь
Если у Вселенского Патриархата и были планы через проект ПЦУ зайти в чужую для греков Украину и по-хозяйски развернуться здесь, этого не выйдет, пока бывший митрополит Киевский Филарет в силе. Не потому, что он принимает позицию канонической Украинской Православной Церкви насчет грубого попрания Фанаром (район Стамбула, где находится резиденция Константинопольского Патриарха Варфоломея) церковных границ и наконец раскаялся в расколе. 90-летний Филарет не возглавляет ПЦУ, но хочет ею руководить из-за спины формального главы новой церковной организации «митрополита» Епифания. «Почетный патриарх ПЦУ» так долго мечтал об автокефальной церкви (пусть даже это псевдо-независимость) и теперь не намерен делиться властью ни с греками, ни с президентской администрацией.
Фактов, подтверждающих это, достаточно.
В принципе Филарет и не скрывает, что отводит «легальному» «митрополиту» Епифанию роль своеобразной вывески представлять ПЦУ на международном уровне, оставляя внутренние вопросы себе.
Чтобы не умалить свой статус, он даже не пришел на интронизацию своего ставленника в Софийский собор Киева, сославшись на болезнь. «Без патриаршего куколя Филарет не хочет (присутствовать – ред.), но на это никогда бы не пошла делегация Константинополя. Вот вам и вся причина болезни. Дипломатическая болезнь, как принято говорить», – написал в своем телеграм-канале глава Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Из-за «болезни» Филарета не состоялось сразу после восхождения Епифания на престол первое заседание синода ПЦУ.
Совпадение или нет, но сразу после отъезда главы делегации Константинопольского Патриархата Эммануила Галльского Филарет выздоровел и провел нужные для себя решения через синод. По версии украинского интернет-издания «Страна», греки настаивали на проведении заседания синода по горячим следам, да еще в присутствии Эммануила, чтобы не дать Филарету задвинуть Епифания на второй план. Но «почетный патриарх» всех переиграл. Он, например, оставил за собой резиденцию на ул. Пушкинской, 36 в Киеве и руководство столичной епархией, ныне действующими приходами и монастырями в столице. За Епифанием же закреплен только Михайловский монастырь, но под присмотром верного Филарету наместника Агапита.
Явно с подачи Филарета ПЦУ зарегистрировали в Министерстве юстиции как «Киевскую митрополию Украинской православной церкви (Православной церкви Украины)», хотя это противоречит соглашению с греками и полностью совпадает с официальным названием УПЦ. Желания переписать на себя уважаемое и узнаваемое во всем мире имя Церкви Филарет, конечно, никогда не скрывал, но методы все равно бандитские.
«Не надо быть юристом, чтобы понять, что это незаконно и беззаконно! Юридические названия не могут дублироваться. Как государственные органы могли зарегистрировать еще одну Киевскую митрополию Украинской Православной Церкви, если таковая уже существует? Рейдерство!» – прокомментировал на своей странице в фейсбуке заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви Николай Данилевич.
Гладко было на бумаге
Но даже при поддержке президентской администрации внутри страны у Филарета не все складывается. По недавнему признанию Епифания, в состав ПЦУ перешли 150 приходов УПЦ. Учитывая, что в Церкви во главе с митрополитом Онуфрием насчитывается более 12 тысяч действующих приходов, говорить о массовости процесса нельзя. Тем более что зачастую переходы происходят по указке местных властей и при участии «активистов», которые несогласных на церковное предательство священников выставляют из храмов.
Но такое впечатление, что самому Порошенко тема томоса и ПЦУ уже надоела. Во всяком случае, свои поездки, рекламирующие эрзац-автокефалию, он закончил, не объехав и полстраны. Надо полагать, дело в том, что большого прироста к его рейтингу этот томос-тур не принес. По той же причине на церемонии выдвижения себя кандидатом в президенты Порошенко почти не говорил о церковных делах.
Если бы его церковный проект стали признавать за границей, он бы, конечно, не преминул об этом заявить. Однако в православном мире нет серьезных подвижек.
Сторонники ПЦУ хвастаются сношениями с двумя монастырями Афона, но параллельно оттуда приходят новости, что другие обители закрыли перед делегацией раскольников двери.
Сам Порошенко обжегся с Иерусалимским Патриархом Феофилом III, который не встретился с украинским президентом якобы по причине болезни, но принял делегацию УПЦ.
Впрочем, Порошенко сейчас больше заботят выборы. А вот Филарет и вместе с ним Епифаний оказались в сложном положении. Пусть даже внутри страны им на руку играют власти и какими-то парафиями прирастает новосозданная ПЦУ. Но, изгой в православном мире, она зависима от Фанара и, значит, вынуждена уступать. Конечно, Вселенскому Патриархату нужно добиться хотя бы частичного признания «церкви» Филарета-Епифания, иначе это роняет авторитет самого Варфоломея. Но если это произойдет чуть позже, чем могло бы быть, ПЦУ (и сам Порошенко) будут покладистее, например, в вопросе расширения списка ставропигий на Украине или предоставления патриаршества, к чему все время публично возвращается Филарет. На то они и византийцы, чтобы играть в византийские игры.