Литература играет важнейшую роль в социализации личности
Литература в 2008 году не вошла в список обязательных предметов при сдаче единого госэкзамена (ЕГЭ). Это стало еще одним проявлением ухудшающейся ситуации в сфере гуманитарного образования в России наряду с падением культуры речи, всеобщим незнанием истории, сокращением часов русского языка в школах.
Декан социологического факультета МГУ Владимир Иванович Добреньков член-корреспондент РАЕН, действительный член Российской академии социальных наук , прокомментировал проблему исключения литературы из списка обязательных предметов при сдаче ЕГЭ
В последние годы перед отечественной высшей школой с особой остротой встала проблема уровня подготовки абитуриентов. В условиях демографического кризиса, когда количество выпускников средних школ заметно снизилось, увы, стало неизбежным снижение требований к уровню знаний поступающих в российские вузы. К сожалению, сегодня мы четко фиксируем, что подготовка абитуриентов недостаточно высока, а потому на первых курсах вузам зачастую приходится заниматься не профессиональной подготовкой студентов, а адаптацией их до уровня требований вуза.
В данной связи вопрос об отношении к единому государственному экзамену приобретает особую значимость. Критическое отношение к тестовой сдаче гуманитарных предметов в академической среде не ново, а потому то, что в 2008 году впервые литература не будет обязательна при сдаче ЕГЭ, могло быть воспринято с одобрением, если бы было принято решение о возвращении к традиционным общеобязательным формам сдачи данного предмета. Однако в данном случае мы сталкиваемся с тем, что литература просто низводится до второстепенного курса.
Увы, сегодня приходится констатировать, что снижение уровня знаний в области гуманитарных дисциплин, в особенности, литературы, в последнее время оказалось особенно катастрофично. Любой человек (а человек, претендующий на получение высшего образования, — в первую очередь) должен уметь грамотно излагать свои мысли, знать отечественную историю и культуру. Более того, литература играет важнейшую роль в социализации личности, ее аксиологическом становлении. Однако поскольку уровень грамотности абитуриентов в последние годы значительно упал, есть все основания беспокоиться и об их личностном и общекультурном становлении. Если же говорить о знании выпускниками средних школ классических произведений русской литературы, то приходится с горечью констатировать, что здесь мы уже практически вплотную подошли к точке невозврата.
Прозвучавшие на днях предложения ввести устные экзамены по литературе – мера, как минимум, непоследовательная, поскольку искусственно разделяет такие органически взаимосвязанные предметы как русский язык и литература. Уверен, что одной из самых больших ошибок в данной области стала практически повсеместная отмена вступительных сочинений, что снизило и общетеоретический уровень абитуриентов, поскольку ни для кого не секрет, что язык есть форма фиксирования мысли, а, следовательно, и форма понимания.
Для того чтобы в нынешних демографических условиях можно было повысить уровень требований к абитуриентам, необходимо проведение целого комплекса срочных мер по интенсификации преподавания в школах гуманитарных дисциплин, не допущения сведения их к второстепенным, и, тем более, факультативным курсам. И стоит особо отметить, что в данном отношении проходящая в настоящий момент разработка нового государственного образовательного стандарта, в который впервые войдет преподавание духовно-нравственной культуры, приобретает особую значимость.