Лосиноостровский “майдан”
Когда-то был парк и напротив моего дома, через дорогу. Но в начале 90-х его снесли, построили на его месте рынок «Северный» (с местными жителями тогда не советовались). Помню, как по ночам, бывало, вскакивали мы от выстрелов – обычные криминальные разборки. Сейчас гораздо спокойнее стало, стрельбы не слышно, правда, наркоманов в районе развелось… Каждое утро возле подъездов, парковок и детских площадок, если присмотреться, в траве оставлены использованные шприцы.
Кто-нибудь из местных жителей и борцов за «спасенье Торфянки» бьет по этому поводу тревогу? Или это их не касается?
Нет, активистов не видно… Совсем другое дело, строительство храма: тут и деткам неудобство, и экология пострадает, и парк «уничтожается».
Глас народа или провокация?
«Спасем наш парк «Торфянка» от незаконной застройки!!!», «Приходите защитить наш парк!!!» — такими листовками в минувшие дни обклеили не только фонарные столбы в парке «Торфянка», но и двери многих подъездов жилых домов. Пронзительный призыв, обращенный к местным жителям, пугал и заставлял поверить, что над нашим парком отдыха нависла угроза. Кто-то собирается «незаконно» отгрохать храм и отнять у людей их любимый парк.
Формально зачинщиками народной бучи выступили некие депутаты от КПРФ. Водрузив над одной из палаток красное Знамя Победы, стали разъяснять жителям окрестных домов, что у них появился коварный враг – попы и церковники. Они вот-вот начнут строить здесь храм и, «согласно секретным сведениям», собираются уничтожить парк: снесут детские площадки и посрубают деревья. В общем, не дайте свершиться беззаконию; отстоим наш парк!
«Залетные» депутаты и их помощники говорили так убежденно и убедительно, что вскоре многие им поверили. Да и как не поверить? Это же Депутат… О том, что это может быть профессиональной провокацией, цель которой – стравить людей и на конфликте заработать симпатии избирателей, никто тогда не задумывался.
Проверив мое журналистское удостоверение, бойкий парнишка, представившийся помощником депутата от КПРФ, охотно соглашается на беседу. Кокетливо намекнув, что это у него уже четвертое или пятое за день интервью, принимается пересказывать мне заранее заготовленные байки: мол, есть «секретные документы», согласно которым православные собираются под храмовую территорию забрать весь парк до конца.
— Как до конца? – с изумлением подыгрываю ему. – Что, аж до тех дальних домов? Это ж почти полкилометра! И все под храм?
— Под храмовую территорию. Примерно так.
За разъяснениями я обращаюсь к настоятелю строящегося храма священнику Олегу Шалимову.
— А правда, батюшка, что вы собираетесь забрать под храмовую территорию весь парк? Вот, товарищ из КПРФ уверяет, что у него и доказательства даже есть?
— Простите, а как вы себе это представляете? Это парковая зона, здесь любое строительство строго регламентировано. Муниципальные власти отвели нам вот этот маленький участок на окраине парка, в документах все строго обозначено. Проектная документация никакого секрета не составляет, можете ознакомиться.
И хотя разрешительные документы и схема парка (участок для храма выделен красным цветом) были вывешены на стенде для всеобщего обозрения, часть людей уже поверила в «уничтожение парка». Проверить запущенные слухи поленились. И тут-то пошло-поехало, народное возмущение нарастало как снежный ком. А дальше, точь в точь как в песне Высоцкого:
«Слушай, слышал? Под землёю город строят,
Говорят на случай ядерной войны».
«Вы слыхали? Скоро бани все закроют повсеместно
Навсегда, и эти сведенья верны».
Словно мухи тут и там ходят слухи по домам,
А беззубые старухи их разносят по умам,
Их разносят по умам…
И народ вышел на защиту парка. Молодежь, родители с детьми, пенсионеры. Некоторые с собачками, много собак.
Дама с собачкой
В ходе противостояния возле пруда Торфянка в Лосиноостровском районе Москвы особенно бросались в глаза дамы с собачками всех мастей. Их было так много, что кто-то из прохожих недоуменно спросил:
— Я не понял: выставка собак в этом парке была на прошлой неделе, она что, до сих пор продолжается?
— Нет, что вы, выставка давно закончилась. Это теперь их хозяева вышли на митинг.
— Против чего протестуют-то?
— Против строительства храма.
Любопытна одна деталь (об этом почти никто не говорит, но местные прекрасно знают): по иронии судьбы рядом с местом строительства будущего храма проходит «собачья тропа». Именно здесь повелось выгуливать своих четвероногих друзей.
Поэтому, когда кто-то начинает доказывать, мол, как же так, здесь дети гуляют, а храм им будет мешать – это не совсем так. На этой лужайке резвятся отнюдь не детки, а собачки. Поскольку у владельцев собак уже не раз случались стычки с мамами (если какая-то псина набрасывалась и пугала ребенка), в какой-то момент между собачниками и родителями негласно произошло своеобразное межевание территорий парка.
И надо же было случиться такому недоразумению: под строительство храма власти выделили именно тот участок, который ранее облюбовали собачники. Отметим, что власти специально искали такое местечко, чтобы на нем ничего особенного не росло, чтобы не пришлось из-за храма вырубать деревья и тем самым вызывать недовольство жителей. Но, как это часто бывает, всем угодить невозможно. В числе первых по поводу строительства храма, разумеется, и возбудились собачники (их тоже можно понять). А дальше пошла цепная реакция: следующими забеспокоились некоторые мамы (а вдруг собаки мигрируют в сторону детских площадок). Потом приехали депутаты от КПРФ и Яблока, и подсыпали в подготовленную почву свои идеологические удобрения.
«Мы не против храма, мы за парк, хотя храм нам вовсе и не нужен…»
Теперь основной упор противники храма делают на то, что общественные слушания проходили незаконно, так как людей плохо оповестили.
Но нам, несмотря на снежный ком клеветы и слухов, важно понять следующее: строительство храма ни в коей мере не вредило облику парка, под стройку в итоге выделено всего 0,2 га (и это прописано в документации), «отжимать» под нужды церкви всю территорию «Торфянки» никто не собирался. Есть немало местных же жителей (как пенсионеров, так и родителей с детьми), кому этот храм очень нужен. И нужен поблизости от дома.
Потому что трястись куда-то в автобусе многим тяжело. Да и те из имеющихся в районе храмов – настолько крохотные, что по воскресеньям в них не войти, многие мамы с детьми вынуждены дожидаться окончания службы на улице.
Но именно этих людей, мечтающих о своем близком храме, почему-то никто упорно не слышит. Сами они громко о своих правах и не заявляют. А некоторые теперь и боятся. Так как градус ненависти к Церкви и верующим в толпе «паркозащитников» столь велик, что становится страшно уже за собственных детей. По крайней мере, в адрес защитников храма за эти дни уже не раз звучали угрозы физической расправы.
В шаге от примирения
Мой дом в 7-ми минутах ходьбы, поэтому на Торфянку я теперь захожу и днем, и ночью. С наступлением темноты накал страстей на месте противостояния ослабевает. Наиболее яростные активисты и «залетные» депутаты разъезжаются по своим уютным квартирам, возле палаток на улице остаются дежурить обычные люди.
Теплая июньская полночь, спать никто не хочет. Молодежи хочется пообщаться. Из лагеря «противников» к забору «защитников» подходят две симпатичные девушки, начинают общаться с юношами из «Сорока сороков», охраняющими храм. Парни улыбаются, охотно рассказывают о себе, почему пришли в Церковь.
— Ой, смотри, наших парней пытаются отбить! – девчонки из лагеря «защитников» наигранно обижаются на конкуренток. – Смотри, какие они высокие, прям под стать нашим ребятам, как бы не увели!
Сценка заканчивается общим смехом. Такое ощущение, что еще немного и участники и участницы противостояния начнут брататься, сядут за общий стол и будут вместе петь песни. Словно и не было никакого конфликта…
Агитация на страстях
На следующий день 25 июня обстановка в Осташковском проезде стала стремительно обостряться. Подъехали отоспавшиеся активисты. К 19.00 назначен «народный сход» и «встреча с депутатами». Через мегафон председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин объявляет, что префектом принято решении о приостановки строительных работ до решения суда, к утру будут ликвидированы как палаточный лагерь, так и стройплощадка храма.
— А вообще, если кому-то нужен храм, пусть строят его где-нибудь в промзоне, — добавляет «яблочник».
Во время выступления Митрохин раз пять, наверное, повторил, что «мы сами православные», «я тоже православный», «мы не против храма».
А ведь всего лет 8 назад я снимал пресс-конференцию в Сахаровском центре, где господин Митрохин выступал в защиту кураторов кощунственной выставки «Осторожно, религия!» …
Вслед за Митрохиным к народу вышли депутаты от КПРФ (все-таки изначально они первыми застолбили эту поляну). И началась махровая агитация…
Особенно «заводить» толпу стал депутат Потапов. Если до этого выступающие еще как-то сдерживали себя от открытых «наездов» на Церковь, верующих и Патриарха, то от депутата КПРФ досталось и местному священнику, и Патриарху и всем, кто защищает храм. Началась игра одного актера. Толпа «завелась».
— У нас в районе закрывают женские консультации, экология плохая, врачей сокращают, а им тут храм еще подавай!
— Нам нужен Храм Природы, а не православный!
— Правильно, а то они еще тут мечеть и синагогу захотят!
— Для нас оскорбление исторической памяти, что здесь хотят построить этот, так называемый, храм!
— А вы знаете, как бывает? Сначала строится храмовый комплекс, а потом церковники сдают его в аренду под автомойку, парковку и даже под публичный дом. – «Секретную» информацию о публичном доме в присутствии телекамер забросил в народ один из активистов, который в эти дни чаще других маячил перед прессой. Впрочем, сейчас можно было говорить любую ложь, ведь ничего за это не будет. Да и толпа здесь осталась только «своя».
Накануне митинга настоятель будущего храма отец Олег обратился к верующим с просьбой покинуть это место. Так благословил Патриарх, чтобы избежать конфликтов и провокаций. Священник, чуть ни сдерживая слезы, просто умолял православных уйти. Многие послушались. Те же кто остался, стояли в сторонке и ничего не говорили. У нескольких бабушек текли слезы – они столько лет уже ждали этого храма! Но с толпой противников никто не спорил, да и небезопасно это уже было.
В итоге, митинг Митрохина и КПРФ прошел при «единогласном» одобрении «жителей». Перед тем как отпустить народ по домам в мегафоне прозвучало:
— Впереди предстоят выборы. Мы, конечно, никого не призываем голосовать за КПРФ, но вы, жители, должны уже сейчас сами решить, за кого вам голосовать.
Из толпы противников храма ко мне подходит какая-то женщина.
— Вы Александр Егорцев? А вас знаю по репортажам из «Русского дома». Мы в 2005 году вместе с вами стояли в пикете у Мособлсуда в защиту долгопрудненских милиционеров, которых судили за борьбу с наркомафией. А сейчас вы здесь как журналист?
— И да, и нет. Я сам здесь живу. Не хочу вас обидеть, но я за храм. Я сам с ребенком иногда хожу на Торфянку, это мой район. И я знаю, как не хватает здесь храма.
— Так и мы не против храма. Я сама живу в соседнем доме. Среди нас тут много таких, кто не против храма, только мы не хотим, чтобы его строили при входе в парк. Там за прудом есть отличная площадка, где можно было бы построить храм, и никому он там мешать не будет.
— А вы уверены, что если примут решение о переносе строительства на ту площадку, о которой вы сказали, эта толпа не переместится протестовать и туда. Посмотрите, как агрессивно настроены люди…
— Да, ненависти много. Нас, жителей, специально сталкивают. Они же обычной предвыборной агитацией занимаются, им бы только конфликт был, а нас, местных, просто используют… Разожгли в людях ненависть, и погасить теперь ее будет трудно.
«Это всё — что останется после меня…»
Почему-то вспомнилась эта слегка печальная песня Юрия Шевчука. От наших давних-давних предков, живших в Древней Руси и средние века – что осталось? Книги, развалины крепостей и белокаменные храмы. Последние считаются шедеврами мировой архитектуры, памятниками культуры под охраной ЮНЕСКО; теперь показываем интуристам.
А что оставим нашим детям и внукам МЫ?.. Торгово-развлекательные центры, супермаркеты, эстакады и железо-бетонные коробки. Это всё?
Пройдет пара-тройка десятилетий. Интересно, а как потом эти мамы, которые позавчера так лихо отплясывали под русскую гармонь, объяснят своим внукам, что здесь хотели построить храм, но «благодаря их бабушке» удалось отстоять «собачью тропу». Правда, через три-то десятилетья что там будет на этой тропе – парк, небоскреб, автомойка или пустырь – нам знать не дано. Да и неважно уже это, главное ведь «храм не дали построить». А там хоть трава не расти.
Александр Егорцев, заместитель главного редактора журнала «Национальный контроль»
Фото автора