В день памяти святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов над личностями и судьбами первых Христовых учеников размышляет священник Андрей Сыркин.
Обычно, когда мы слышим фразу «святые апостолы», перед нами встает образ великих бесстрашных людей, заботой всей жизни которых была проповедь о Воскресшем Христе. Мы представляем себе их ноги, избитые в кровь о камни разных стран, обветренные лица, посохи, крепко сжатые сухие руками и… ни с чем не сравнимое величие свидетелей, своими глазами видевших Бога, пришедшего во плоти. Их самоотверженность и вера, их неутомимость в любви к Воскресшему заставляют умолкать даже самых остроязычных скептиков, стремящихся приземлить и очернить все то, что не вмещает простое человеческое понятие «выгода».
В самом деле, кто они, весь мир ученьми своими просветившие и вся концы ко Христу приведшие? Сам Христос сказал о них «немощное и не мудрое избрал Бог, что бы посрамить разумных». Почти все необразованные, некоторые не умели даже писать, рыбаки, жизнь которых витала вокруг лодок, сетей и заботы об удачном лове. Почти все провинциалы из маленьких деревень на берегу Галилейского моря. Но именно их избирает в число своих учеников Христос. Избирает, чтобы научить тайнам Царствия Божия, избирает для того, чтобы из ловцов рыбы для пропитания сделать ловцами людей (человеков), которые станут гражданами нового мира. У них у всех свои страхи, свои опасения. Один переживает о том, что отец умрет без него, и просит позволить ему вернуться обратно. Другие боятся, что все места в будущем Царстве разделят без них, и просят Его пообещать им сидеть рядом с Ним. Кто-то сначала видит в Нем прозорливца, кто-то — целителя, кто-то — учителя. А когда Он сказал нечто такое, чего не смогли вместить — что не будет жизни в том, кто не будет есть Его Тела и пить Его крови, многие ушли от Него, обидевшись, будто Он не говорит с ними всерьез. А двенадцать остались, потому что поверили Ему до конца — «куда мы пойдем? Ты имеешь слово Жизни вечной». Остались навсегда с Ним, для того, что бы пронести по всей вселенной те слова, которым Он научил их.
Первым среди равных был Петр, галилейский рыбак с горячим сердцем и искренней верой. Это он просил Христа поберечь Себя и не идти в Иерусалим на верную смерть, он был свидетелем славы Преображения Господа на горе Фавор и тайной молитвы Гефсиманского сада, когда пот Христов был как капли крови, падающие на землю. Он в своей горячности клялся в любви Учителю даже до смерти, и он же страшными клятвами во дворе первосвященника убеждал безвестную рабыню что не знает «Человека сего». У него было падение, но было и восстание. Трижды он отрекся и трижды покаялся — Господи, ты все знаешь, ты знаешь, как я люблю Тебя. Видевшие Петра говорили, что на щеках его были борозды от постоянно текущих слез покаяния — всю жизнь при крике петуха он вспоминал ту страшную ночь и взгляд Учителя, идущего на смерть.
Другой великий апостол, словами писем которого мы насыщаемся и по сей день, был Павел, ученый книжник, воспитанник законника Гамалиила, знатный фарисей маленького роста. Пока Господь жил среди людей, пока Он учил своих апостолов, Павел, тогда еще Савл, учился книжной премудрости, закону Божию, заповедям старцев и соблюдению Торы. Однажды настал день и его призвания, и он, спешивший с письмами, несущими смерть дамасским христианам, на пути обратился для того, чтобы уже другими письмами нести жизнь последователям Христовым во всем мире и до сего дня. Павел всю жизнь болел, был слаб, его забивали чуть не до смерти, но своим опытом он однажды сказал: «сила Божия в немощи совершается», и своими же ногами исходил десятки тысяч километров, неся языческому миру Благую весть о Боге, явившемся во плоти.
Своей проповедью они не заработали себе ничего. Не стали богатыми, почитали их только горстки тайных христиан, рассеянных по городкам Римской империи. Они с точки зрения мира были даже не успешными — государство их гнало, домов с прислугой и повозками за ними не числилось, и даже погибли они как преступники. Но они и жили не ради почестей и наград, а ради Христа и ради того, чтобы благовествовать Царство Божие измученному грехом и дрязгами миру. Горе мне, если не благовествую, писал Павел.
И семя, посеянное ими, дает плоды и сегодня. Мы знаем Христа, потому что они — Павел, Петр, Андрей, Иоанн и многие другие свои земные жизни отдали благовестию. Не считаясь со своими слабостями, страхами, обидами, не боясь всего мира, восставшего против них, они смело шли в путь, с любовью вразумляя, с кротостью исправляя, с терпением наставляя, с радостью привлекая Богу новых граждан Небесного Царства.