Я совсем не смотрю наш родной телевизор, но вторую передачу «Луч света» все-таки посмотрел в интернете… не до конца, правда, не осилил. Хотелось понять, что же это такое, что за новый формат предлагается стране. И теперь своя версия у меня есть.
Только не хочу ничего писать о самой Свете Курицыной. Она молодец: поняла, что ей выпал уникальный шанс, ухватилась за него, осталась при этом самой собой. Пусть у нее всё сложится хорошо. Вот уж классическая история про подсунутый лимон, из которого надо суметь сделать лимонад.
Только ведь лимонад не сама Света готовит – его сервируют в буфете НТВ. Она в нем всего лишь ингредиент, хотя, разумеется, самый главный. Это такое очередное «реалити-шоу», но уже возведенное в ранг журналистики: прежде зритель наблюдал за несуразными подростками, пытавшимися как-то выстроить свою жизнь, а тут такой подросток показывает зрителю, как этот самый зритель живет и что он о его жизни думает. А зритель наблюдает за подростком, этакая «школа злословия» дуплетом.
Самый первый сюжет – поездка Светы в родные края. И тут же выясняется, до чего всё плохо: на швейной фабрике платят по 4-7 тысяч зарплаты, да и те задерживают, мама ее увольняется и плачет, не зная, как жить дальше… И Света, взяв в руки микрофон, как берут батон в булочной, бежит на фабрику разбираться.
Говорить с ней никто не хочет: начальство исчезло, простые сотрудники комментариев не дают, но, в общем, понятно, что всё еще хуже, чем сначала казалось. И Света возмущенно подводит итог: ну какие же они тупые, эти люди, ничего сами не хотят изменить в своей жизни, даже поговорить об этом вслух боятся!
А в Москве – свои напасти: обокрали квартиру Барри Алибасова. Он как раз ничего не боится, рассказывает, сколько тысяч долларов что там у него стоило и кокетливо крутит бедрами вместе с хохочущей Светой. Жизнь прекрасна!
Еще дальше нам показывают, как Света катается на ослике по улицам Москвы и всерьез собирается заменить Наталью Варлей в римейке «Кавказской пленницы», даже Шурик какой-то ей навстречу попадается, они поют ту самую песенку. Тут и Федор Бондарчук, который уже заменяет Гайдая, объясняет ей все секреты мастерства: «на экранчик – через диванчик». Света снова хохочет.
Ну, думаю, хватит? Трэш и угар полный, казалось бы, о чем тут говорить. Мало ли в мире такого… Но слишком уж много в этой истории нового, слишком необычен посыл. Все эти «за стеклом» и «дом №» сами своим названием предупреждают: это чужая жизнь, можешь подсматривать, если хочешь, а нет – ступай себе мимо.
«Луч света», как в свое время «прожектор перестройки» – он направлен на нас, это нам всё подсвечивают и нас всем показывают. Вот так мы живем. Вот Россия, которую нам показали.
Вопросов возникает куча, большинство из них сводятся к одному: почему это на НТВ (помните лозунг «новости – наша профессия»?) стали работать в жанре «ржачных видюх с ютуба»? Где профессионализм?
Почему та же Света выходит одетой во что-то невообразимое, будто и вправду за батоном вышла, безо всякого макияжа, растрепанная, почему никто не объяснил ей, как держаться перед камерой, как подходить к человеку для интервью, как вести себя с ним, почему хотя бы эти «блин!» не вырезали?
В том же сюжете про ткацкую фабрику почему не попытались ни в чем разобраться? Ну хотя бы как живут люди на те самые 4-7 тысяч зарплаты с задержками: огороды во дворе копают, вагоны по ночам разгружают, ситец потихонечку воруют и распродают?
Почему не попытались сравнить цены на местные и на китайские изделия, их качество? Не сняли – как бы смотрелось выигрышно! – какую-нибудь роскошную виллу директора этой фабрики, не рассказали про его отпуск на Канарах? Почему сюжет вышел таким тупым и беспомощным: люди, блин, живут плохо, да и ну их, блин, на фиг! С Барри прикольней.
Значит, именно так и захотели показать. Нам – нас, глазами Светы.
По-моему, это луч откровенного и тотального глума. Глумятся надо всеми, начиная со светиных земляков. В этом материале – и это новость для нашего ТВ! – не заметно даже малейшей попытки посочувствовать этим людям, разобраться в их проблемах. Плохо живут – так сами не возражают.
Но глумятся тут и над Алибасовым с Бондарчуком, поддерживая наиболее примитивные стереотипы: народ там голодает, а они зажрались и погрязли в распутстве. Глумятся над зрителем, который, может, и плюется, и возмущается, но передачу смотрит дальше.
Глумятся и над самой Светой Курицыной, и гораздо злее, чем все «Серебряные калоши» вместе взятые. Там ее пародировали, там на все лады смаковали единственную грамматическую ошибку в ее речи – и только. Здесь показали крупным планом, и не по одному разу, все ее настоящие недостатки и ошибки. Я уж не буду перечислять, простите…
А главное, эта история про ивановских ткачих – разве это не беспощадный глум над главной светиной фразой про «более лучше жить», с которой и началось ее восхождение, за которую ухватились пропагандисты того и другого лагеря? Дескать, посмотрите сами, как они там «лучше живут». Ну, вроде как терпят пока, так что и дальше продолжаем в том же духе.
Жанр success story – святая святых советского кинематографа: «Вот стою я перед вами, простая баба, мужем битая, врагами стреляная, живучая…» От фильмов «Член правительства» и «Светлый путь» до «Москва слезам не верит» и «Карнавала» – всё это истории провинциальных девчонок, которые всего сами добились вопреки обстоятельствам. Но они этого именно что добились – и потому их конечный триумф значил невероятно много для них самих и для всех окружающих…
Да не надо ничего добиваться, ни к чему это, и всё равно не получится – сказали Свете, и всем нам показали. Мы не будем тебя ничему учить, даже не станем одевать, причесывать, ты и такой нам сгодишься. К тому же так бюджетней. Да, именно такой луч и нужен – а если надоест, таких лучей на рупь пучок на любой дискотеке найдется.
Впрочем, дело даже не в бюджетности. Девочек и мальчиков, которые умеют прекрасно держаться перед камерой, говорить на великолепном русском языке, одеваться и наносить макияж, каждый год выпускает множество театральных училищ страны, и лишь небольшая часть из них получает работу в театрах и кино, слишком уж мало вакансий. Я это знаю точно, у меня дочка в этом году закончила училище им. Щепкина. Они все, конечно, мечтают о ролях Гамлетов и Офелий, но что поделать – если зовут «в ящик», идут и туда.
Они – молодые, но профессионалы, они со временем узнают себе цену и могут многого добиться своим трудом и талантом. Но это как раз и не нужно в данном случае. На примере Светы Курицыной нам всем показали: на ТВ могут ткнуть пальцем в любого человека и сделать с ним, что пожелают.
Захотят – в одночасье превратят в звезду, захотят – выставят на посмешище. В данном случае совсем удачно получилось: то и другое сразу, в одном флаконе, и без рефлексий. Смотрите и знайте, какова наша власть над миром… Этакий «S.N.U.F.F.» в реальном времени.
Но зачем же такой тотальный глум? Есть у меня своя догадка… Телевидение как попытка серьезного анализа, как честная игра на поле с едиными правилами давно уже закончилось, по крайней мере, на НТВ. А люди-то остались, профессионалы, мастера своего дела. Им просто скучно.
Есть в ЖЖ такой островок северокорейской пропаганды. Читать его всерьез невозможно, но он периодически радует шедевральными историями: то про «чучхейскую гориллу» из зоопарка расскажут, то как Полководец Ким Ир Сен в молодые годы нашел у станка точку смазки и этим привел в восторг молодую станочницу. Перлы долго смакуются по всему рунету.
Неужели это случайные ляпы? Думаю, нет. Сидят там люди неглупые, профессионалы с доступом в интернет, которым смертельно скучно талдычить о своей верности идеям чучхе, а приходится. Вот они и прикалываются над идеями, как могут – а с формальной точки зрения всё вполне выдержано. К тому же эти приколы, как ни крути, привлекают аудиторию. Так что и партийное поручение выполнили, и душой отдохнули.
Вот и тут, по-моему, что-то похожее, только куда более технологично устроено.
Читайте также: