«А вы хотите сразу формулы?» Физик Николай Милованов — о TikTok и ЕГЭ
«Никакого треша, грубых слов и фамильярности»
— Как вам пришло в голову общаться со своей аудиторией в тик-токе?
— Я не то что специально хотел кого-то заманить, просто мне стало любопытно, как это работает. Чтобы кого-то чему-то научить, нужно и самому все время чему-то учиться. Я хожу на тренинги для преподавателей, общаюсь с молодыми коллегами, которым по 30–40 лет. Это меня драйвит. На одном из вебинаров я услышал, что появилась новая соцсеть — тик-ток, и с ней стоит познакомиться.
Я всегда сторонился соцсетей, считал, что это пожирает время, хоть у меня и были повсюду аккаунты.
Зашел я в этот тик-ток, а там молодежь какая-то развязная. Ну, думаю, ладно, ты их немного подвинешь.
Зарегистрировался и стал думать, что делать. Вдруг сам собой в голову пришел текст: «Сколько радиан в развернутом угле? Пи, пи, пи радиан. А в прямом угле сколько радиан? Пи пополам! Пи пополам! Полный оборот — два пи радиан». Чтобы продемонстрировать полный оборот, я снимал пиджак и вертел его над головой. Помню, еще подспудно была мысль: «Палыч, ты же кандидат наук, что ты делаешь?»
Тем не менее записал я этот ролик на свой старенький iPhone 6, залил, а на следующий день смотрю — батюшки, там десятки тысяч просмотров и восторженные комментарии, что, дескать, наконец все стало понятно.
Тогда я сделал второй ролик, про электричество. Вспомнил, что, когда был в Бостоне в Музее истории науки, записал на этот же айфон какие-то простейшие эксперименты, которые показывают на школьных экскурсиях. Это видео я использовал в следующем ролике. А начинал так: «Дамы и господа! Пройдитесь по волосам эбонитовой расческой — и встречайте электричество!»
@nickmilovanov♬ оригинальный звук — Николай Милованов
— Родители скажут, что вы клоун, а не физик.
— Для того, чтобы аудитория слышала тебя с максимальным вниманием, надо говорить на ее языке. Я слежу за реакцией моих учеников. У меня почти 2 миллиона лайков, и именно родители говорят мне спасибо.
Тем более, что у меня нет никакого треша, грубых слов, фамильярности. Наоборот, меня коробит использование жаргонных словечек, вроде «фоткать», а не «фотографировать», или «я вам наберу» вместо «я вам позвоню». Я что, шрифт в типографии, чтобы меня набирали? И конечно, в каждом ролике у меня какая-то формула, а мои зрители в комментариях часто пишут мне со смайликами: «Сколько радиан в развернутом угле?» Говорят, что и через 20 лет не забудут, что это «пи радиан»!
Иногда ко мне в метро подходят мои подписчики, просят сфотографироваться. А однажды была вообще удивительная история. Моя дочь с внуком уже 20 лет живут в США. Весной Юля звонит и рассказывает, как они с мужем были в одном курортном городке и завтракали в кафе. Бармен и официант оказались русскоговорящими, они поняли, что моя дочь тоже из России. И официант, Сергей, говорит: «Есть у вас один блогер, Николай Милованов, он понятно физику объясняет». Представляете?
Наверняка кому-то кажется, что я кривляюсь. Но это я так общаюсь с неподготовленной аудиторией, которая боится науки, потому что она ассоциируется только со школьной скукой.
А на самом деле учиться не нудно, а прикольно.
Конечно, когда я веду обычные занятия с группой, я не прыгаю перед ними, это другой формат. Но я всегда слежу за состоянием аудитории, за способностью воспринимать материал. Когда человек устал, надо сделать перерыв, развеселить.
«Все еще помню, как учился в детстве»
— Последнее, что я поняла по физике, это простейшую тему «диффузия», самое начало 5-го класса. А дальше стало ясно, что предмет не для меня. Как вы заинтересовываете детей физикой?
— Во-первых, диффузия — не такая уж простая тема. Мы открыли в комнате флакон духов — и запах распространяется в ней. Почему? Атомы или молекулы летят, как невидимые бильярдные шарики, сталкиваются и заполняют тот объем, который ограничен стенами этой комнаты. Если мы откроем окна, то они улетят, их концентрация станет очень маленькой. То есть, чтобы понять диффузию, нужно представлять себе, как устроены газ или жидкость.
А интерес к предмету зависит от преподавателя. Что угодно можно рассказать так нудно, что никто не воспримет. Я и сам заинтересовался физикой не сразу. Поначалу меня зажигала математика. Наша математичка Милетина Михайловна была высокой, полной, очень энергичной и обаятельной женщиной. Вот заговорил про нее — и сразу перед глазами возник ее образ, хотя 60 с лишним лет прошло. А физику у нас вела учительница, про которую я только помню, как она мне несправедливо влепила замечание, что я по мягким стульям якобы бегал.
А когда я в девятом классе перешел в физматшколу, все изменилось. У нас был физик Михаил Львович Шифман, легенда 30-й школы, и на его уроках было очень интересно. Он увлекательно рассказывал и рисовал на доске разноцветными мелками красивые рисунки и схемы. Творческий был человек.
— Как и вы теперь? Вы танцуете перед камерой, а правила формулируете в стихотворной форме. Таких онлайн-преподавателей сегодня немало, но вам ведь не 25 лет.
— Не 25, но я еще молодой парень (смеется). На самом деле я занимаюсь тем, что люблю. Ученики видят мое отношение, и это им помогает усваивать материал. Ко мне всегда тянулись, хоть я и не имею педагогического профессионального образования.
Я окончил физфак Ленинградского государственного университета в прошлом веке, в 1973 году. Поступил после 10-го класса, и у меня в голове даже не было альтернативы: только физика.
Конкурс был огромный. На первом письменном экзамене по математике было 250 двоек, а я получил четверку. Понял, что, скорее всего, пройду.
И далее в жизни я занимался только тем, что мне нравится.
В том числе я вел курсовые и дипломные работы со студентами, у меня всегда был хороший контакт с ними, их работы особо отмечали на экзаменах. Потом я защитил диссертацию, а дальше ушел в свободное плавание и организовал с однокашником свою хайтековскую фирму, которая просуществовала до 1998 года.
Но ученики у меня были с 1975 года, они узнавали обо мне по разным каналам сарафанного радио. Я их даже спрашивал, почему они хотят именно ко мне. Они говорили: «Вы умеете объяснять сложные вещи простым языком». Но я к этому не стремился, просто рассказывал, передавая свои эмоции. Кроме того, я помню, где мне самому в детстве было трудно и как я выбирался из этих трудностей.
Как подвинуть дом
— А где было трудно? Мне, например, не давались задачи на рычаги.
— У каждого ученика свои сложности, но у меня всегда припасен набор объяснений. Главное — начинать с каких-то наглядных вещей, которые не вызывают удивления. Вот мы хотим разделить толстую проволоку на два кусочка. Руками ее не порвешь, поэтому берем кусачки или ножницы по металлу, раз — и готово. Как это устроено? У кусачек — две части, соединенные общей маленькой осью: короткая, там, где зубчики, и длинная — собственно, ручки. Чем дальше от узла соединения мы прикладываем силу, тем нам легче эту проволоку перекусить. Оказывается, влияет не только приложенная сила, но и расстояние до точки, в которой эти ручки закреплены.
Или если представим себе весы, которые были 100 лет назад, — опора и коромысло. На одну чашку кладут мясо, а на другую гирю. Получается равновесие. Но стоит передвинуть чашку относительно центра, равновесие нарушится. Опять выясняется, что важен не только вес, но и расстояние.
@nickmilovanov♬ оригинальный звук — Николай Милованов
А как раньше в деревнях двое мужиков наваливались и поднимали дом, который весит 2 тонны? На камень, установленный у самой стены избы, опирали здоровенную длинную жердь, заводили ее короткий конец под угол дома, а сами повисали на длинном конце. И дом чуть-чуть приподнимался!
И вот на основании таких примеров выводим уравнение: для равновесия важно произведение силы на расстояние. Надо, чтобы в обеих частях уравнения оно было одинаковым. Чем меньше расстояние, тем больше силы надо приложить. Зато чем больше плечо, тем меньше силы потребуется. Если одно плечо в 20 раз длиннее другого, то силы нужно в 20 раз меньше. Если здоровый парень весом 100 кг наляжет как следует, то на другом конце он сможет удержать вес не 100 кг, а 2000 кг, две тонны.
Потом эту простую задачу можно усложнять — брать не грузики, а веревки и блоки. Но принцип от этого не меняется. Но, если сразу показывать на наглядных примерах из жизни, то и потом страха не будет.
— Но как только простые примеры переводятся в математические формулы, становится не по себе. Математика слишком абстрактна.
— Математика — это язык описания законов природы. Но она тоже возникла из самых базовых человеческих потребностей. Сколько семян понадобится, чтобы засеять поле? Сколько мамонтов нужно, чтобы племя с голоду не умерло? Один, два? А на несколько месяцев? Чтобы записать это, требовались значки, так возникали математические обозначения.
«Если у него не горят глаза, то он никакой экзамен не сдаст»
— Все это очень мило, но как это подготовит к ЕГЭ?
— А вы хотите сразу с формул начать? Ну давайте закон Кулона: F = k · (|q1| · |q2|) / r2». Что это вызовет, кроме испуга и отторжения, если я сначала не объясню, что такое заряд?
Надо запоминать не формулы, а идеи.
Можно начать так: «Ребята, никто не знает до конца, как устроен этот мир, есть разные модели, созданные людьми, которые более или менее адекватно его описывают. Со времен Аристотеля тысячу лет никто ничего нового не выдумал, его представление о механике было единственным. Потом пришел Ньютон и предложил научной общественности другую трактовку механики. В конце концов, она была принята, потому что лучше описывала реальность. Чем дальше исследователи в своих экспериментах забираются вглубь материи, тем больше появляется вопросов, на которые старая теория не дает ответов. Тогда появляется новая».
— Готовиться к ЕГЭ приходят уже продвинутые ребята, странно начинать настолько издалека.
— Но и более продвинутые не сразу с уравнения Шредингера начинают. Сначала — простые, базовые понятия. И если у человека в этот момент не загорелись глаза, то он никакой экзамен не сдаст.
Напрасно вы думаете, что ЕГЭ требует принципиально иных подходов.
Я искренне убежден, что ЕГЭ сдавать легче, чем вступительные экзамены, которые у нас были когда-то.
Формат изменился, но суть та же, и я практически никогда не занимаюсь каким-то натаскиванием. Я учу ребят немножко разобраться в том, что они делают. Одна из основных идей состоит в том, что любую сложную задачу можно представить в виде совокупности более простых.
Частица попадает в электрическое поле. Какую скорость она приобретет? «О Господи, — думаете вы, — тут вообще ничего не понятно, какое поле, какие заряды?» Но мы помним, что на любое заряженное тело, попавшее в электрическое поле, действует электрическая сила. Зная параметры поля и параметры заряда, мы можем ее определить. Задачка становится похожей на ту, что нас уже меньше пугает: стоят санки, мы с определенной силой тянем за веревку и хотим узнать, какую скорость приобретут эти санки через определенное время. Это 2-й закон Ньютона: чтобы посчитать ускорение, надо величину силы разделить на величину массы — F/m.
@nickmilovanovЧто такое ускорение.♬ оригинальный звук — Николай Милованов
Что такое ускорение? Это величина, которая показывает, как меняется скорость за единицу времени. Остается определить скорость. Если каждую секунду она возрастает на 20 метров, то за 3 секунды с ускорением 2 м/сек за секунду она увеличится на 6. Если в какой-то момент скорость была равна 1 м/сек, то через 3 секунды скорость будет 7 м/сек. Вот и все.
«ЕГЭ — это осознанность, а не набор лайфхаков»
— Вы сказали, что ЕГЭ проще, чем вступительные экзамены, которые вы сами сдавали когда-то. В чем разница?
— В ЕГЭ три десятка разнокалиберных задач, за которые дается разное количество баллов. Но ты суммарно почти всегда наберешь то количество, которое необходимо для поступления пусть и не в самый престижный вуз. Это и психологически, и технически легче, чем когда у тебя всего пять задач и ты не знаешь, решил ты их на 30%, 50% или 80%.
На вступительных экзаменах был высок уровень субъективности при оценивании, тогда как для ЕГЭ прописаны четкие критерии оформления. Здесь требуется краткий ответ, там развернутый, с обоснованием. Это все нетрудно натренировать, но только при условии общего понимания сути процессов.
Любой экзамен — это осознанность, а не набор лайфхаков. Они помогут при решении простеньких задач, но больших баллов с ними не наберешь.
Скоро будет опубликован мой курс по подготовке к госэкзаменам. Он называется «Подготовка к ЕГЭ по физике со звездой тик-тока Николаем Миловановым». Меня так нередко называют, чтобы показать: «Приходите, ребята, тут точно не будет скучно».
«Меня ждут мои подписчики»
— Как часто вы ролики записываете?
— У меня в тик-токе 52 ролика. Сейчас российским тик-токерам ограничили возможность выкладывать ролики, но я что-нибудь придумаю. Меня ждут мои подписчики.
Мне приятно, что я могу приобщать школьников к процессу познания мира.
Познакомиться с основами физики и математики почти любому человеку полезно, это структурирует мозг.
При проведении занятий я всегда рассказываю случаи из жизни, когда наличие математической и физической подготовки помогало решать задачи, не имеющие отношения к физике.
Один из выпускников физмата около 30 лет назад открыл свой банковский бизнес. Его спрашивали, как он решился это делать без экономического образования, и он говорил: «Если я разобрался в квантовой механике, то и в бизнесе разберусь».
Когда ты знакомишься с элементами точных наук — математикой, физикой, которая ближе к тем процессам, которые происходят вокруг, — ты учишься системно мыслить. Стоит только большую, сложную задачу разложить на несколько маленьких, как они уже не отпугивают.
У меня нередко остаются хорошие связи с учениками и родителями. Даже те, кто несколько лет назад закончил универ, магистратуру, написал диссертацию, звонят, поздравляют меня с днем рождения и говорят: «Вы не просто для меня преподаватель физики и математики, вы еще и мой наставник».
Фото и видео: соцсети Николая Милованова