Лучшие друзья не пришли. Что говорит нам притча о брачном пире
Толкование притчи о званых и избранных известно: богатый человек – это Сам Бог, его друзья – вожди народа Израильского, ужин (он же брачный пир) – торжество о приходе Спасителя, радостная встреча с Ним в Царствии Небесном, а слепые, хромые и немые, которые в итоге приглашены на пир – это отозвавшиеся на Его зов язычники. Есть другое толкование, литургическое, согласно которому пир – это Евхаристия, а приглашены все мы, и отказываясь от участия в Таинстве мы становимся теми самыми друзьями, которые находят уйму отговорок, чтобы не прийти. Соответственно, тот, кто осознает свое недостоинство (хромоту, немоту…), но приходит – тот и оказывается избран Христом.
Я бы отметила еще этический аспект. Это притча о бытовом хамстве. Друзья, отказавшиеся прийти на приготовленное для них торжество, просто дурно воспитаны: что, посмотреть землю и испытать волов нельзя через несколько часов или даже на следующий день? Тот «друг», который не может прийти из-за женитьбы, вызывает еще большее недоумение, особенно в свете того, как широко празднуются свадьбы на Ближнем Востоке: что же, он близкого друга не пригласил на свадьбу? А теперь без малейшего стеснения и даже попытки извиниться (в отличие от остальных приглашенных) заявляет: «не могу прийти»?
Нам часто кажется, что бестактность, нечуткость и даже грубость – это вещи отталкивающие, но в духовном отношении скорее нейтральные. Задел, обидел ближнего – плохо, конечно, но это порой происходит от невнимательности, а так-то человек может быть отзывчивым, добрым, не говоря уж о том, чтобы молиться, ходить в храм и делать щедрые пожертвования. То есть, разумеется, мы знаем и повторяем слова апостола Иоанна Богослова: «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4:20), но ведь бестактность – это не «нелюбовь», это так, мелочь, неумение себя вести.
В притче о званых и избранных Христос подчеркивает: ничего подобного, это серьезная проблема, которая легко закроет человеку двери в Царствие Божье. В своем друге, чей праздник проигнорировали два хозяина и один молодожен, они упустили Самого Бога, и это неизбежно. «Обычно тот, кто плюет на Бога, плюет сначала на человека», — точно заметил Иосиф Бродский. С пренебрежения человеком начинается богоборчество, а богоборчество (даже если речь идет об атеистическом гуманизме) обычно приводит к еще большему человеконенавистничеству.
А что же избранные, которые в итоге оказались за богато накрытым столом? А ведь это те, от кого отвернулись еще до того, как пренебрегли Самим Богом («кто плюет на Бога, плюет сначала на человека»). Он зовет на свой праздничный ужин тех, кого считают увечными и бесполезными, перед кем даже не пытаются извиниться (как перед Ним). Потому что когда Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис.53:4), Он взял не только наши грехи и последствия греха первородного, но и наши земные скорби, от самых тяжких – смерть и тяжелые мучительные недуги – до бытовых и вроде бы незначительных – бытовые конфликты, личные обиды…
Те, кого оскорбили, вольно или невольно, люди, не будут оставлен Богом, потому что Он умеет сочувствовать. Он Сам бывал брошен людьми и знает, как это горько. Лучшие друзья не приходили на его трапезу, хотя Он звал, ближайшие ученики засыпали, когда Он просил побыть рядом, а потом разбегались, не говоря уж о том, что один из них и вовсе Его предал.
Все это звенья одной цепи. От бестактности до предательства – дорога пусть и длинная, но прямая. Поэтому-то бытовая зарисовка о невоспитанных друзьях гостеприимного хозяина и наполнились столькими богословскими смыслами, включающими в себя и литургику, и эсхатологию.