Паломничество в Святую землю можно совершить и не выезжая за пределы Московской области. Хотите пройти по берегу реки Иордан, побывать в Гефсиманском саду, подняться на гору Елеон? Такая возможность есть у каждого, кто готов проделать недалекий путь из столицы до населенного пункта, необычное название которого говорит само за себя — Новый Иерусалим.

  Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь и его окрестности — тема для сакрального топографа. Каждая мельчайшая деталь этого архитектурного комплекса и его природного окружения: холмов, рек, низин, рощ — имеет сокровенный, тайный смысл. Как будто кто-то в древности взял карту этой подмосковной местности, выполненную на кальке, приложил к бумажной карте Палестины и перенес названия. Так и есть. Этот кто-то — патриарх, сам лишивший себя патриаршества, горе-реформатор, разделивший Русскую Церковь на старо- и новообрядцев, русский крестьянин, ставший первоиерархом и умерший простым монахом, и, наконец, создатель Русской Палестины в Подмосковье. Мы говорим о патриархе Никоне.

Вид Воскресенского собора с юго-восточной стороны. На первом плане видна голова подземной церкви Константина и Елены. В Иерусалиме церковь Константина и Елены находится на том месте, где царицей Еленой был обретен Крест Господень. Фото Евгения Глобенко

Вид Воскресенского собора с юго-восточной стороны. На первом плане видна голова подземной церкви Константина и Елены. В Иерусалиме церковь Константина и Елены находится на том месте, где царицей Еленой был обретен Крест Господень. Фото Евгения Глобенко

В миру его звали Никита Минич, он был крестьянином села Вельдеманово на реке Волге близ Нижнего Новгорода. Жизнеописание Никиты Минича может лечь в основу многосерийного остросюжетного фильма на тему русской истории «бунташного» века. Судите сами. Родители Никиты уговаривают сына не постригаться в монахи, а, вопреки его желанию, жениться. Позже Никиту выбирают в священники прихожане местного храма, далее, уже будучи священником, он переезжает в Москву по протекции волжских купцов, случайно услыхавших проповедь молодого батюшки. В Москве у отца Никиты умирают все дети, он видит в этом знак Божий и уходит в Соловецкий монастырь, где принимает постриг с именем Никон. Через некоторое время Никон становится игуменом Кожеозерской пустыни и по делам обители едет снова в Москву, где ему случайно удается пообщаться с царем. Алексей Михайлович замечает Никона, добивается для него архимандритии в Новоспасском монастыре. Через несколько лет, в 1652 году, архиепископ Никон избирается патриархом.

Главным делом своей жизни Никон полагает строительство собора — копии храма Гроба Господня в устроенной им в 1656 году Воскресенской обители на реке Истре. В копии воспроизводились не только план и архитектура прообраза, но и все святыни храма Гроба Господня: «темница», Голгофа, камень помазания, кувуклия Гроба Спасителя и другие. Вся местность, обозримая с плоских крыш-гульбищ Воскресенского собора, была уподоблена палестинской земле. Центром этой топографической композиции была часовня Гроба Господня, окрестности символизировали разные палестинские местности, связанные с земной жизнью Спасителя. Холм, на котором была основана обитель, патриарх Никон назвал Сионом, реку Истру, огибающую этот холм по излучине, — Иорданом. Ручеек Золотушка, вытекающий из системы прудов под северным склоном, стал по воле патриарха потоком Кедрон. За ним был размещен Гефсиманский сад, где вместо олив святейший распорядился посадить березы. В Гефсиманском саду, на острове, образованном старицей Истры, был построен скит патриарха «в греческом духе», по подобию небольших скитов Святой горы Афон. Холм к востоку от монастыря Никон наименовал горой Елеоном, в Иерусалиме она тоже находится к востоку от города. На «горе» был установлен крест, отчего она получила второе название — Крестопоклонная. К югу от Елеонской горы по благословению святейшего была построена церковь Вознесения. Соседнее село по новой церкви стало именоваться Вознесенским, в этом селе патриарх устроил небольшой женский монастырь и назвал его Вифанией. К северу от Воскресенского монастыря, за рекой Иордан два соседних холма также получили новые имена: Фавор и Ермон. У подножия холма Фавор в селе Микулине Никон освятил храм Преображения Господня, отчего село стало именоваться Преображенским. В селе Дорна к востоку от холма Елеон святейший устроил церковь Воздвижения Креста, это село, так же как другие села окрестностей Нового Иерусалима, стало называться по посвящению местного храма.

Насколько точно Русская Палестина воспроизводила прообраз? Настолько, насколько на иконе воспроизводится та или иная местность, ведь, как известно, иконописец соблюдает принцип обратной перспективы. Естественно, что километраж между объектами новоиерусалимской копии не соответствовал настоящей Палестине. Сама же территория русской Святой земли не должна была превышать зоны видимости с крыш Воскресенского собора. С другой стороны гора Сион с доминантой Воскресенского собора должна была просматриваться с любой точки Русской Палестины. Для патриарха Никона была важна наглядность.

Воскресенский собор также иконографичен, то есть в нем воспроизведены план, композиция, объемы и некоторые наиболее характерные детали храма Гроба Господня. С западной стороны над главной святыней — Гробом Господним воздвигнута ротонда (круглая в плане постройка), завершенная шатром. На тот момент это был самый крупный шатер в русской архитектуре. Нельзя не вспомнить, что несколькими годами ранее патриарх Никон сам запретил строить шатры над русскими церквами, каноничным при этом признавалось лишь пятиглавие и одноглавие. Получается, патриарх нарушал собственное благословение. С восточной стороны к ротонде примыкал крестообразный в плане храм Воскресения с боковыми двухъярусными галереями, где располагались придел Успения (с севера) и гора Голгофа (с южной стороны). Далее к востоку от Воскресенского храма располагалась подземная церковь Константина и Елены, в которой было отмечено место нахождения Креста Господня. С южной стороны к храму Воскресения была пристроена столпообразная семиярусная колокольня. Архитектура Воскресенского храма полностью повторяла кипарисовый макет храма Гроба Господня, который привезли патриарху Никону из Иерусалима вместе с нужными планами и обмерами. Именно поэтому здесь появляются нехарактерные для русской архитектуры элементы — ротонда, плоские крыши-гульбища, столпообразная колокольня, до этого существовавшая лишь в Московском Кремле (знаменитая колокольня Ивана Великого), крестообразный план храма. Но были и отличия от первообраза. Во-первых, завершения — луковичные и шлемовидные главы. Во-вторых, богатое изразцовое убранство. Никон впервые использует поливные керамические изразцы для устройства иконостасов, изразцами украшены порталы, наличники, карнизы, барабан Воскресенского собора венчает изразцовая надпись. В-третьих, Воскресенский собор, в отличие от прообраза, построен из кирпича и побелен, на белых стенах яркими цветными пятнами выделяются изразцы. Есть еще одно отличие: колокольня увеличена до семи ярусов вместо четырех, скорее всего, в честь семи Вселенских соборов.

Откуда же появилась идея создания столь оригинального и масштабного комплекса?

Создание Воскресенского монастыря совпадает по времени с присоединением Левобережной Украины к Московскому государству в 1654 году. Дипломатические и военные успехи московитов вселяли надежду царя Алексея Михайловича на дальнейшие победы. За присоединением Киева государю мнилось освобождение Царьграда и покоренных османами православных народов Балкан и Греции, а в результате — объединение всего православного мира под единым омофором власти русского самодержца. Для унификации русских богослужебных книг и обрядов с греческими патриархом и царем была предпринята церковная реформа. Параллельно патриархом Никоном на реке Истре создавался духовный центр будущей православной империи. В алтаре Воскресенского собора вокруг престола до сих пор сохраняются пять возвышений для пяти православных патриархов, которые, как предполагалось, будут служить здесь по особым случаям.

Планам царя Алексея Михайловича не было дано сбыться. А в судьбе партиарха Никона вскоре наступил неожиданный поворот. Его резкое возвышение закончилось еще более резким падением. Царь «гневаться изволил» на своего бывшего «собиного (особенного.— А. Р.) друга». Десятого июля 1658 года, на праздник Положения Ризы, патриарх при стечении народа после совершения Божественной литургии открыто отказался от сана и через несколько дней уехал в Воскресенский монастырь. С этого момента начинается самовольная ссылка патриарха на берегах русского Иордана. В этот восьмилетний период истринский Иерусалим окончательно утерял первоначально заложенную в него идею духовного центра Вселенского Православия и стал ассоциироваться лишь со своим настоятелем — «не патриархом» Никоном. Иерусалим ссыльного Никона неожиданно оказался в оппозиции к московскому Иерусалиму, на стороне которого теперь стояла вся Церковь и русский царь. В 1666 году Никона судил Собор, на котором, для легитимности решений, присутствовали два патриарха — Антиохийский и Иерусалимский, два же других, Константинопольский и Александрийский, прислали поверенных. Одним из главных обвинений было — строительство Нового Иерусалима. В самой идее такого копирования усмотрели дерзость, гордыню и намерение создать новые московские святыни взамен истинных, палестинских. После суда Никон лишился не только патриаршества, но и священства, и теперь уже простого монаха отправили в далекое Белозерье, где он был заточен в Ферапонтове монастыре.

После отправки Никона в ссылку строительство в Воскресенском монастыре замирает. Оно возобновляется, лишь когда царь Федор Алексеевич, изменив свое мнение об опальном иерархе, собственным указом реабилитирует Никона и возвращает ему уже посмертно титул патриарха. Способствовала этому тетка царя Федора — Татьяна Михайловна, ее стараниями строительство в Воскресенском монастыре было продолжено, правда, как отмечают многие исследователи, без учета идей патриарха Никона. В это время здесь появляются стены с башнями и надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим, трапезные палаты с церковью Рождества Христова и с Вифлеемской пещерой в ее подклете (нижний, часто полуподвальный этаж), настоятельские и больничные покои, палаты царевны Татьяны Федоровны, братские корпуса. В 1723 году каменный шатер ротонды рухнул, повредив все здание. Собор восстанавливался уже в правление Елизаветы Петровны по проекту известного зодчего Франческо Растрелли, отчего его интерьеры приобрели пышный барочный лепной декор, а шатер был воссоздан из дерева в барочном духе с огромными окнами.

Разумеется, наибольший интерес представляют части комплекса, построенные во времена патриарха Никона. Копирование применялось в средневековом зодчестве не столь уж редко (например, Успенский собор Московского Кремля задуман как копия Успенского собора во Владимире, а Успенский собор Троицкой лавры является, в свою очередь, чуть ли не точной копией Успенского собора Московского Кремля), однако случай с Новым Иерусалимом уникален и не имеет аналогов — здесь собраны воедино копии всех святынь храма Гроба Господня и Святой земли.

В 1995 году Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был возвращен Московскому Патриархату. Сегодня здесь возобновлена монашеская жизнь, часть территории занята музеем.

 

Никон не был оригинальным в своих идеях воспроизведения христианских святынь на новом месте и о своей неоригинальности знал. Русский Иерусалим уже существовал в Москве как минимум с XVI столетия. По сохранившимся запискам иностранных путешественников того времени мы узнаем, что московиты собор Покрова на Рву величают Иерусалимом. Одиннадцатиглавый храм на Красной площади, больше известный современным москвичам как собор Василия Блаженного, действительно построен в образе города с церквами, стенами и башнями, крышами домов. Цветастая окраска и крыльца XVII века еще более усиливают это впечатление. Рядом с храмом-городом Голгофа, или Лобное место, — место распятия Спасителя. Ежегодно в Москве на праздник Входа Господня в Иерусалим проходили так называемые «шествия на осляти»: патриарх садился на белую лошадь, которую вел под узды царь, за патриархом и царем следовал крестный ход. От Успенского собора Кремля шествие двигалось к собору Покрова, где святейший совершал молебен в западном приделе Входа Господня в Иерусалим.

 Добраться до монастыря можно:

— на электричке из Москвы от станций метро «Рижская», «Дмитровская», «Войковская» (пл. «Ленинградская»), «Тушино» до станции Новоиерусалимская;

— на автомобиле по Волоколамскому шоссе (около 60 км от Москвы).

 Александр РАКИТИН, историк и краевед, руководитель Православного историко-культурного общества на Патриаршем Крутицком подворье.

 

В октябре 2008 года по инициативе Президента РФ и покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго был создан благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Реставрационные работы на 50% финансируются из федерального бюджета, другую половину составят спонсорские средства. Восстановление монастыря планируется завершить за пять-семь лет. 
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.