Каждый день православного календаря относится не только к воспоминанию прошлого в настоящем, но и к ожиданию будущего. Эсхатологическая перспектива дня жен-мироносиц — Царствие Небесное, в котором нет ни мужеского пола, ни женского.
***
Любовь и смелость нескольких слабых женщин, ночью идущих ко гробу Учителя, не страшась воинов, без надежды на то, что кто-то отодвинет камень, воспеваются проповедниками из года в год — но не будем забывать и мужественных Иосифа с Никодимом, рисковавших как минимум именем, лишивших себя ветхозаветной пасхи (праздничной трапезы), осквернивших себя прикосновением к мертвому телу. Христос принимает жертву каждого с любовью и благодарностью.
Случайная омонимичность в русском языке слов «миро» и «мир» (в обоих значениях) создает дополнительную поэтичность сюжету. Пока мир бушевал, Христос после Страстей вошел в покой (мир) Субботы Преблагословенной, и этот мир спасения мира был засвидетельствован теми, кто пришел к Нему, бездыханному, с благовонным миром.
Если рассуждать еще более поэтически, то весть о Воскресении Христовом стала миром для погребения мира ветхого — и ароматом мира Нового, Христова, мира, исполненного мира и радости.
Но Господь — Великий поэт, Творец не одной лишь материи, но и смыслов и образов. Многие не помнят, зачем вообще существует миро.
В тридцатой главе книги Исход оно описано как уникальный благовонный состав для освящения предметов культа и его служителей (скиния собрания и священники, потомки Аарона). Царей изначально помазывали на царство не миром, а елеем, но в любом случае, посвящение, передача человеку особых полномочий от Бога связаны с этим жестом — помазание.
О том, что Христос сочетает в Себе смертного человека и служение царя и священника, читатель Нового Завета косвенно узнает еще в первых главах Евангелия от Матфея, когда волхвы приносят Младенцу золото (царю), ладан (священнику) и смирну (бальзамирующий состав — смертному телу). Женщина, помазующая Его миром, невольно готовит Тело Христа к погребению, но выходит, она венчает Его на Царство и на совершение Жертвы как Первосвященника.
Разумеется, она использует уже не уникальный состав для освящения — его изготовление для своих нужд было Законом запрещено, — а просто дорогое благовонное масло, «реплику» мира для священного помазания. И из ее самоумаленного покаянного жеста рождается удивительная вещь. Простая женщина ставит на Царство Царя царей. Грешница — посвящает Первосвященника, идущего на жертвоприношение.
А через несколько дней следует не менее удивительное развитие темы из такой же самоумаляющей жертвенной, бесстрашной, почти слепой любви сначала двух горюющих мужчин, затем — плачущих женщин. Они хотят похоронить и забальзамировать тело простого смертного — а оказывается, что помазывают Самого Бога на вечное Царство, Первосвященника на вечное Служение.
И тем самым сами возносятся на необыкновенную высоту — ведь помазует и на царство, и на священство — пророк. Мироносицы становятся пророчицами, возвещающими миру о Христе. Не грозными пророками Ветхого Завета, грозящими карами, а радостными ангелами Воскресения.
***
«Люби до самозабвения — и становись наследником и глашатаем Царствия, — всей этой историей говорит Господь. — Истинное миро — любовь и смирение, и «варить» его отныне может каждый в своем сердце».
Православный женский день? Что вы. Это всего лишь одна сотая продолжающейся вести о Христе Воскресшем — всемирной, надмирной, умиряющей и благоухающей!