Самая большая ошибка – это наше желание, чтобы наш ребенок думал так, как мы, чувствовал так, как мы, то есть мы хотим, чтобы наш ребенок «дотянулся» до нашего уровня. А часто, когда он не дотягивается, мы его тянем насильно. Помните прокрустово ложе?
Если человек выходит за пределы – надо отрезать, если слишком маленький для ложа – надо растянуть. Это ошибка, ребенок не может мыслить так, как мы, у него нет опыта. Поэтому мы должны сами наклониться.
Церковь имеет много примеров для подражания. Например, ребенок приступает к Причастию, а священник держит Христа в данный момент. И делает шаг именно священник, он наклоняется с Христом в руке, чтобы причастить ребенка. Он же не может сказать: «Дотянись до меня!» И это только один из многочисленных примеров.
Мой геронда говорил: когда к тебе в храм приходят дети, то садись на ступеньки возле амвона, не стой, садись и сажай детишек возле себя, чтобы они не смотрели на тебя снизу. Казалось бы, простое движение, но сколько смысла в себе несет! Часто мы смотрим на детей сверху. Нет! Лучше «опуститься» чуть-чуть! Это очень поможет в развитии общения с ребенком. Лучше чуть-чуть уступить! Немножко, там, где это возможно. Надо иметь за правило: «То, что не может сделать ребенок, сделаю я!» Это очень поможет!
Простые вещи, видите, простые вещи делают нашу жизнь. Вы когда-нибудь замечали, как красив древний амфитеатр? Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что амфитеатр похож на объятия. Когда ребенок находится в объятиях, он полностью доверяется тебе, и именно в объятиях ты можешь ему дать, сказать и показать многое. Извините меня, но мы должны начать нежить наших детей.
Смотришь на людей и понимаешь, что мы впали в заблуждение. Люди «ласкают» телефоны. Ладно, технология в чем-то помогает. Но подумать только, в нашу эпоху люди «ласкают» телефоны, ноутбуки, компьютеры, холодные и неживые экраны, но только не детей.
Это большая проблема. Мы не отвергаем технологию, нет, но с помощью нее нам закрывают глаза, у нас воруют слух, а скоро и украдут осязание! Поэтому мы должны прислушиваться к нашим детям, потому что часто мы их не слышим. Мы должны начать на них обращать внимание и баловать их им.
Это педагогический метод, который нам дали отцы Церкви. К примеру, святой Иоанн Златоуст обращается к мужчинам той эпохи, представьте себе, когда женщина не имела особого положения ни в доме, ни в обществе. Он призывает их разговаривать с их женами ласково и говорить им: «Я люблю наших детей, потому что они произошли от тебя!» И именно это теплое отношение к женщинам даст многое ребенку!
Хочу рассказать вам одну историю. Будучи ребенком, я жил на острове Санторини. Море было возле нашей деревни, поэтому мы часто ходили туда и собирали мидий и прочих панцирных моллюсков. Могу вам сказать, что наши руки были полностью в порезах, потому что мы всегда пытались их открыть с помощью ножа и других острых предметов. Иногда, конечно, нам удавалось их раскрыть, но это были кровопролитные попытки.
И однажды моя бабушка говорит: «Зачем вы это делаете? Насобирайте этих мидий и принесите их мне!» Мы их собрали, принесли ей, она все сложила в полотенечко и начала держать над горячей водой. Мы стоим рядом и слышим внутри полотенца звуки «Тчяв, тчяв». Открываем полотенце, а там все моллюски раскрыты. И мы кричим: «Чудо, чудо, они чудом раскрылись!» И только спустя много времени мы осознали, что за этим маленьким чудом таилось кое-что, что мы не видели – теплота. Поэтому, когда ты собираешься давить на ребенка, подумай, что он может потом закрыть свою душу для тебя. Добавь теплоту! Смотри на ребенка, слушай его, молись за него, обними его, ласкай его. И он откроется для тебя!
Перевод Михаила Запорожца для «Правмира»